План характеристики географических районов сходен с планом описания экономического района, но в него включены вопросы экономической оценки природных условий и ресурсов, а также вопросы исторического развития.
При составлении экономико-географической характеристики района или объекта необходимо выполнить:
– изучение современных тенденций экономического развития. Следовательно, необходимо использование современного экономического и политического материала;
– работу со статистическими данными.
Методический прием изучения экономико-географического положения экономического района содержит следующие вопросы:
– положение на территории государства (центральное, окраинное, пограничное);
– экономическое окружение (соседние районы, государства);
– положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам;
– положение по отношению к транспортным магистралям;
При характеристике экономического района применяется составление картограмм (возрастная структура населения) или точечные карты, изображающие абсолютные количественные показатели (численность населения, сбор сельскохозяйственных культур, поголовье скота).
Одной из главных методик изучения экономических районов является необходимость разъяснение учащимся основных принципов экономического районирования.
1. Производственный принцип, основанный на учете специализации и особенностей комплексного развития экономических связей и транспортного тяготения.
2. Принцип единства экономического и административного деления страны. В выделении экономических районов административные границы не нарушаются: все хозяйственные мероприятия должны выполняться в конкретных административных областях, все статистические данные даются по административным единицам.
3. Национальный принцип, по которому в один крупный экономический район не может быть включена часть территории республики.
4. Принцип перспективности – учет возможных изменений, которые могут произойти в развитии ТПК.
«Экономико-географическая характеристика района или страны должны опираться «ногами» в землю – геологию, геоморфологию, климатологию и ландшафтоведение, «туловищем» должна проходить через историю, а «головой» – упираться в политику и идеологию», – такое определение дал Н.Н. Баранский. Это значит, что элементы природы, хозяйства должны быть прочно увязаны, взаимосвязаны между собой (вид животноводства, растениеводства от рельефа, климата).
При изучении учащимися экономических районов необходимо:
– проследить тесную взаимосвязь между отраслями народного хозяйства. Это особенно необходимо по отношению к районам России, где эта связь происходила не стихийно, а в результате развития хозяйства, формирования производственно-территориальных комплексов (ПТК).
– дать характерные для данного района отрасли, т.е. дать тип хозяйства. Характеристику страны или района надо обязательно увязывать с особенностями природы и географического положения, экономикой и историческим прошлым.
– показывать специализацию района в системе общероссийского хозяйства. Экономико-географическая характеристика должна завершаться не только достигнутым уровнем развития, а также включать основные пути перспективного роста района или страны в целом.
– широко использовать сравнительный метод для установления видов различий районов и их причины. Сравнение должно быть проведено по нескольким ведущим признакам, имеющим существенный характер.
Основные предложения Н.Н. Баранского по борьбе с формализмом в преподавании географии: «использовать чертежи, схемы, выполненные цветными мелками на доске: хорошо тренируется и привлекается зрительная память; вести рабочие тетради по географии, представляющие наборы контурных карт по школьному курсу географии. В настоящее время это реализовано в большинстве школ».
Понятие об экономическом районе является центральным в экономической географии как в науке, а также и в школьном предмете.
Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы.
Статьи по теме:
Централизованное тестирование в Беларуси
Централизованное тестирование — форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающи ...
Подходы к организации обучения лингвострановедческой компетенции в
отечественной и зарубежной методиках преподавания иностранных языков и культур
Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Как учащиеся, так и студенты овладевают иностранными языками, читая книги, журналы на иностранном языке, получают доступ к иноязычным материалам через Интернет, слушают музыку, знакомятся с предметами и ...
Задачи и методы эстетического воспитания старших
дошкольников
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие Задачи эстетического воспи ...