Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Теория образования » Методы изучения экономических районов в курсе "География России" » Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Страница 3

К необходимости отбора материала из учебника для урока подводит дидактическое требование единства содержания урока. Это требование означает, что должен быть выделен основной вопрос, содержание которого отражало бы главную идею всего урока и служило бы «осью», скрепляющей весь фактический материал. Без такой «оси» урок никогда не будет цельным по своему содержанию. Этот вопрос должен быть, очевидно, основным для материала темы, должен иметь большое образовательное и воспитательное значение, должен быть интересным для учащихся. Отбор необходим не только при изложении на уроке нового материала, но и при проверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опросить учащихся по всему материалу, изложенному в учебнике, они не смогут дать достаточно глубоких объяснений ни по одному вопросу. Если же учитель будет уделять главное внимание при проверке знаний основному, то они позволят учащимся в своих ответах раскрыть материал полностью, глубоко и достаточно детально.

Знания учащихся только в том случае будут глубокими и прочными, если они научатся применять их в практической жизни. Для школьного курса географии это означает, прежде всего, умение применять географические знания для понимания окружающей их природы и жизни людей, а также современных событий, происходящих в мире.

Содержание экономико-географического образования в целом определяется программами Министерства образования Российской Федерации подготовленными авторскими коллективами географического факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной), географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой). Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации учебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладами на научно-практических конференциях.

Основная цель и задача изучения экономической географии России – сформировать у учащихся систему понятий о закономерностях размещения и развития отраслей хозяйства России, ее населения на всей территории России и в отдельных экономических районах.

У школьников формируются общие понятия: об экономико-географическом положении России, принципах размещения производства, об экономическом районировании и экономических районах, о специализации народного хозяйства различных районов, о производственно-территориальных комплексах, о типах городов. Большое значение придается изучению природных и экономических ресурсов, изучению многообразия форм организации и проблем экономики при осуществлении реформ ее реорганизации. Изучение природных ресурсов и богатств нашей Родины способствует развитию чувства патриотизма. Задача состоит в правильном подборе материала для того, чтобы он имел воспитывающий характер.

При изучении курса экономической географии учащиеся должны научиться читать экономические карты, уметь сопоставлять физико-географические и экономические карты, на основе анализа комплекса карт давать характеристики территорий.

Учащиеся должны знать закономерности размещения основных отраслей хозяйства и понимать существующие связи между ними и природно-экономическими условиями, а также связи между разными отраслями хозяйства.

Учитель географии в своей профессиональное деятельности должен иметь ясное представление о методологии науки географии, и соответственно методике преподавания географии в школе. Основные положения методологии экономической графий разработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своего значения до настоящего времени.

Методология – путь или метод добывания истины, а методика – путь и способ обучения истинам, уже ранее добытым.

Методология методики экономической географии содержит следующие основные положения:

1. В основе методики обучения экономической географии, равно как и других школьных дисциплин, лежит материалистическая диалектическая теория познания, сущность которой состоит в том, что процесс познания идет от обобщения к практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Преимущества сказкотерапии в воспитании
Н.Новлянская приводит следующий пример для иллюстрации действия приема, названного "воображение против воображения". Мама четырехлетней девочки рассказывает: "Представляете выдумала какой-то черный цветок, который прилетит в темноте нас душить. Комнату на ночь проветривать не дает - ...

Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттес ...

Спортивно-массовая работа в школе
Спорт — это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций. Основными задачами спортивных секций в общ ...

Категории