Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Теория образования » Методы изучения экономических районов в курсе "География России" » Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Страница 8

– создание учителем эталонов для самооценивания.

Вопросы и задания, помещенные в учебнике и конструируемые учителем при подготовке к уроку, можно разделить на следующие уровни познавательной деятельности учащихся:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике.

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейся знакомой ситуации. Задания этого уровня позволяют выяснить понимание взаимосвязей между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность, направляя мыслительный процесс на анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей;

III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации.

Проверка усвоенного содержания по курсу «Экономические районы» подразделяется на фронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапах урока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени. Формулировать вопросы необходимо с учетом уровней познавательной самостоятельности учащихся.

Следует отметить, что наряду с классификацией заданий по уровню познавательной самостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий, отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Выделяются пять групп задании:

– Первая группа – задания, воссоздающие у учащихся образы, эмоциональные переживания.

– Вторая группа – задания, раскрывающие значимость объектов и явлений для природы (общества) и человека (себя лично).

Третья группа – задания оценочно-рефлексивные.

Четвертая группа – задания на разрешение ценностных противоречий.

Пятая группа – задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога.

Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся – подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы курса. По результатам контроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы:

1. Географическое разделение труда.

2. Специализация территории – производство какой-либо продукции.

3. Комплексное развитие экономического района обычно выражается в формировании нескольких территориально-производственных комплексов (ТПК)

При изучении экономического района необходимо выполнять следующие методическое рекомендации:

– Необходимо использовать современный экономический и политический материал;

– Необходимо работать со статистическими данными;

– Большое внимание уделять работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями.

– Составление характеристики экономических районов требует обязательного установления логических связей

– При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

– Схематические графики используются для выражения логических связей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Статьи по теме:

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...

Различны формы методической работы
– Коллективные формы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы. – ...

«История адыхейского народа» Ш.Ногмова
«История адыхейского народа» в концентрированном выраже­нии и в обобщенном виде дает нам представление о возникнове­нии, накоплении и развитии исторических знаний у адыгских народов, начиная с древних времен до XVIII в. Древнему и ранне-средневековому периоду Ногмов уделяет несколько глав. При напи ...

Категории