Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Теория образования » Методы изучения экономических районов в курсе "География России" » Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Страница 8

– создание учителем эталонов для самооценивания.

Вопросы и задания, помещенные в учебнике и конструируемые учителем при подготовке к уроку, можно разделить на следующие уровни познавательной деятельности учащихся:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике.

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейся знакомой ситуации. Задания этого уровня позволяют выяснить понимание взаимосвязей между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность, направляя мыслительный процесс на анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей;

III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации.

Проверка усвоенного содержания по курсу «Экономические районы» подразделяется на фронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапах урока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени. Формулировать вопросы необходимо с учетом уровней познавательной самостоятельности учащихся.

Следует отметить, что наряду с классификацией заданий по уровню познавательной самостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий, отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Выделяются пять групп задании:

– Первая группа – задания, воссоздающие у учащихся образы, эмоциональные переживания.

– Вторая группа – задания, раскрывающие значимость объектов и явлений для природы (общества) и человека (себя лично).

Третья группа – задания оценочно-рефлексивные.

Четвертая группа – задания на разрешение ценностных противоречий.

Пятая группа – задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога.

Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся – подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы курса. По результатам контроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы:

1. Географическое разделение труда.

2. Специализация территории – производство какой-либо продукции.

3. Комплексное развитие экономического района обычно выражается в формировании нескольких территориально-производственных комплексов (ТПК)

При изучении экономического района необходимо выполнять следующие методическое рекомендации:

– Необходимо использовать современный экономический и политический материал;

– Необходимо работать со статистическими данными;

– Большое внимание уделять работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями.

– Составление характеристики экономических районов требует обязательного установления логических связей

– При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

– Схематические графики используются для выражения логических связей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Статьи по теме:

Содержание учебной программы
Существует множество определений «учебной программы», изменявшихся со временем. В более ранних определениях речь шла обо всем познавательном опыте учащегося, а в более поздних прослеживается тенденция ограничиться только организованной учебной деятельностью в рамках школы. В последние годы появилис ...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам. Продолжительнос ...

Субъектность как педагогический феномен
Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность студента – основа востребования и использования им научных знаний как методологич ...

Категории