Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Теория образования » Методы изучения экономических районов в курсе "География России" » Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Страница 4

Наиболее прогрессивная дидактическая теория, разработана В.В. Давыдовым. Сущность ее состоит в том, что учащийся в процессе учебы рассматривается в качестве саморазвивающегося индивида. Задача учителя состоит в создании условий для этого саморазвития.

2. Важнейшее положение диалектического материализма о ведущей роли способа производства в развитии и размещении отраслей хозяйства является основополагающим в экономической географии. Это положение является исходным при обосновании основных принципов размещения отраслей хозяйства, важнейшего из них – пропорционального развития отраслей хозяйства.

Существуют общие методы обучения экономической и физической географии.

Методы обучения географии, основанные на источниках знаний: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения географии, основанные на характере познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение, частично-поисковый и исследовательский.

Существуют специфические методические приемы, применяемые лишь в экономической географии: работа с экономическими картами, установление экономико-географического положения и его оценка на карте, а отсюда и необходимость работы с экономической картой.

Особенно большое внимание уделяется работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями. Следует отметить, что у экономических карт более ограниченные возможности для получения полной характеристики изучаемых объектов и территорий, чем у физических. Умение сопоставлять различные физико-географические карты дает возможность устанавливать существующие закономерности.

Умение читать экономико-географическую карту позволяет лишь в небольшой мере объяснить экономико-географические явления, и почти невозможно установить уровень развития промышленности и сельского хозяйства, обеспеченность страны сырьем, соотношение городского и сельского населения региона. Эти карты являются хорошими наглядными средствами.

Умение читать экономико-географическую карту приобретается благодаря следующим упражнениям:

– анализ отдельных условных знаков;

– показ на карте положения объектов с установлением их многосторонних связей с другими объектами;

– составление характеристик:

а) отраслей хозяйства.

б) городов.

в) экономических районов и стран.

Составление характеристики требует обязательного установления логических связей. Например, связь сельского хозяйства с почвенными и климатическими условиями.

При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Работа по совместному анализу карт закрепляется работой по контурным картам.

Схематические графики используются для выражения логических связей. Они имеют значение не только для наглядного выражения цифрового материала, но и для более наглядного показа связей – внутриотраслевых, отраслевых, межотраслевых и межрайонных. Работа со схематической графикой состоит в чтении, анализе и обосновании выводов.

В методических трудах Н.Н. Баранского уделено большое место характеристике содержания ведущих географических понятий, таких, как «страна», «экономический район», «экономико-географическое положение». В трудах А.А. Половинкина главное внимание уделяется анализу содержания и характеристике путей раскрытия экономико-графических понятий, формируемых при изучении географии. Вопрос о системе понятий в курсах школьной географии наиболее полно освещен в работах А.В. Даринского. Предложенная им классификация географических понятий находит применение во всех методических работах.

Основное понятие «экономический район» было дано В.И. Лениным в работе «Развитие капитализма в России» (1899 г.). Экономический район рассматривается в качестве общественно-исторической категории, неразрывно связанной со способом производства материальных благ. Это положение В.И. Ленина получило дальнейшее развитие в трудах экономистов-географов и, прежде всего, Н.Н. Баранского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Отражение нравственных ценностей в произведениях В. А. Осеевой
Формирование нравственных ценностей − это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни. ...

Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»
Основная задача экономической географии – изучение основных принципов и своеобразия размещения народного хозяйства страны или экономического района, а также хозяйственной деятельности человека. Урок по экономической географии – это главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он до ...

Ситуация успеха
Ситуацию успеха, создаваемую педагогом в учебно-воспитательной деятельности, можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи, звеньями которой являются: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); содержательное, технологическое и ресурсн ...

Категории