Народная педагогика: пословицы и поговорки

Страница 1

Воспитание детей в семье

Воспитание ребенка начинается в люльке.

В доме без люльки уюта нет.

В доме с детьми тайн не бывает.

Мать без детей, что яблоня без цветов.

Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает.

Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.

Дом с детьми — базар, дом без детей — мазар (могила).

Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.

Пережить сына — до мечты своей не дожить, оставить сына после

себя — мечты своей достигнуть.

Кто не уважает отца, тому нет уважения от своих детей,

Отец — гора, мать — родник у подножия горы, сын — тростник на берегу родника.

Ребенок без отца — наполовину сирота, ребенок без матери — полный сирота.

Одно дерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно хорошо воспитать.

Нравственное воспитание

Три дела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги.

По старшему брату равняясь, младший растет, по старшей сестре равняясь, младшая растет.

Посеянное отцами детям пожинать.

Воспитанный человек что конь подкованный.

Дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным.

Человека обмануть—преступление перед совестью, брата обмануть —преступление перед матерью.

Коня ноги кормят, человек сыт от доброго слова.

Человеком быть легко, человечным быть трудно.

Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодари того, кто его посадил.

Джигит на слова скуп, на дела щедр.

Джигиту от слова отступить словно смерть принять.

Сталь закаляется на огне, батыр — на войне.

Врага остерегайся один раз, неверного друга — всю жизнь.

Чем плохой друг, лучше достойный враг.

Веселиться хорошо с чужими, горевать — со своими.

Трудовое воспитание

Труд — источник богатства человека, авторитет — источник его уважения.

Джигиту нет счастья без труда, народу — без единства.

Труд украшает человека, а человек — свое время.

От дождя земля цветет, от работы джигит мужает.

Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.

Не спрашивай джигита, сколько сил вложил, спрашивай, что сделал.

Для джигита работа — отдых, для лентяя гулянье — отдых.

Умственное воспитание

В учении трудно, да плоды учения сладки.

Говори не о том, что вычитал, а о том, что осмыслил.

Для ученого мир светел, для неуча мир темен.

Если глаза не видят, но уши слышат — ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат — ум скудеет.

Жизнь — самый мудрый учитель.

Слово невежды как угроза звучит, слово мудреца как шелк шелестит.

Умного речь коротка, да каждое слово поучительно.

Умный ошибается — себя винит, дурень — друзей.

У мудрого человека слово яркое, как огонь, ясное, как луна.

Добрый конь и в старости шаг не путает, умный человек и в старости мудрости не теряет.

Знаний набирайся с пеленок и накапливай до дней последних.

Искусство — живой ручей, наука — яркий светильник.

Наука есть рытье колодца иглой.

Не тот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает.

Не тот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел.

Прилежный ученик превзойдет учителя.

Стремись изучить семи народов язык и семь разных наук.

Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется.

Учение — основа знания, знание — основа счастья.

Лучше умный молчун, чем речистый болтун.

Меткое слово спор прекращает

Слово акына острее кинжала и нежнее волоска.

Патриотическое воспитание

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психо ...

«Успех» и «достижение»
Успешный результат деятельности, переживаемый растущим человеком как индивидуальное достижение, окрыляет его, вселяет ему веру в себя, в свои силы и возможности; вдохновленный успехом ребенок берется за выполнение более сложного дела, действует увереннее, проявляет инициативу, творчество и изобрета ...

Методы обучения глухих дошкольников устной речи
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В дошкольной сурдопедагогике рассматривается использование общедидактических методов для развития речи глухих детей, такие как наглядные, с ...

Категории