Пути структурирования программ по географии

Теория образования » Разработка программ по географии. Зарубежный опыт » Пути структурирования программ по географии

Страница 1

Существует целый ряд принципов структурирования материала, которые используются при разработке программ по географии, однако в этой главе основное внимание будет уделено следующим вариантам организации материала: 1) на основе рассмотрения континентов и регионов мира; 2) на основе изучения понятийной структуры географии; 3) на базе ознакомления с основными парадигмами географии.

Рассмотрим эти варианты по порядку. 1. Пожалуй, наиболее известным и общепринятым принципом организации учебного материала до 60-х годов 20 века был принцип территориальной дифференциации, еще и сейчас нередко присутствующий в школьных программах. Согласно ему, изучались континенты и деление их на регионы, которые выделялись на основании целого ряда признаков. Границы региона можно, например, определить по признаку пространственного размещения одного или ряда компонентов природной среды, по доминированию типа земледелия и т.п. Примером программы, построенной на подобной основе, может служить Программа региональной географии мира (Long, Robertson, 1966). В ней основной акцент сделан на выделение внутри стран или континентов районов и их иллюстративное описание. На первом году обучения изучается местный район как своего рода природная лаборатория, в которой школьники учатся наблюдать, вести записи наблюдений и описывать ландшафты, сопровождая это объяснениями. В большинстве случаев дается также общая описательная характеристика и той страны, гражданами которой являются учащиеся. На втором году изучаются наиболее отдаленные континенты, поскольку учителя считают, что они не представляют такого интереса для учащихся, как близлежащие районы, или поскольку они считаются легкими для изучения. На третьем и четвертом году анализируются наиболее густонаселенные районы и изучаются проблемы использования ресурсов. На последнем году подробно изучается родная страна в сочетании с повторением региональной географии мира, хотя последняя тема обычно характерна для тех систем образования, где география входит в число выпускных экзаменов.

При таком подходе в английских школах учебный курс может выглядеть следующим образом: Год 1-й: Местный район и Британские острова Год 2-й: Южные континенты – Африка, Австралия и Южная Америка Год 3-й: Северная Америка и Азия

Год 4-й: Британские острова и повторение географии мира. Этот вид программы в течение многих лет считался образцовым, потому что она облегчала процесс обучения за счет четко ограниченных объектов и обилия учебных пособий, в которых указывается порядок изучения каждого континента и содержатся вопросы на повторение. Для многих учителей такой учебник, по сути, становился планом занятий, определяя содержание уроков.

Однако с этим вариантом связан целый ряд проблем. Из-за большого числа районов, которые необходимо изучить в курсе средней школы, и из-за установки на заучивание фактических сведений в соответствии с требованиями выпускных экзаменов региональный принцип превращается в стереотипный подход, начинающийся с изучения элементов физической и биотической среды, которые часто занимают неоправданно большой процент учебного времени, н заканчивающийся изучением воздействия человека на природную среду в каких-либо конкретных районах. Как следствие в последние годы этот подход часто подвергался критике со стороны школьников, их родителей, ученых-географов и учителей, получивших подготовку в университетах, где основное внимание уделяется систематической географии и (или) навыкам в изучении вопросов пространственной организации.

Критика регионального подхода, при котором подчеркивались уникальные свойства каждого отдельного района, привела к переносу акцента на систематическую географию, но по-прежнему в рамках региональной организации материала. Схема изучения систематической и региональной географии мира имеет следующий вид:

Африка

Общая физическая характеристика. Действующие климатические факторы и климат отдельных районов; взаимосвязь климат – растительность и биогеографические районы в низких и средних широтах.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методы выявления и диагностики одаренности
Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может вк ...

Учет индивидуальных особенностей при преподавании предмета эстетического цикла – «Изобразительное искусство»
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание спо­собности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в созда­ ...

Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...

Категории