Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения

Теория образования » Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения » Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения

Страница 1

Рассмотрев понятие системы дошкольного образования, попробуем определить понятие его качества. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:

обучение без утомления;

сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

успешность обучения;

поддержание желания детей учиться;

обеспечение возможности поступлении в престижную школу;

обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)

Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:

успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;

оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

поддержание интереса детей к учебному процессу;

успешное развитие детей в процессе их обучения;

сохранение физического и психического здоровья детей;

рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя - это:

высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;

сохранение здоровья детей;

рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

успешность деятельности педагогов и детей;

полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции. Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном. В статусе такого временного ГОСТа дошкольного образования действуют «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.96г. № 448). В нем сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в дошкольных учреждениях, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривается как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде детского сада.

Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, П.И.Третьяков и др.

Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэтому приходится обращаться к анализу методической литературы по созданию менеджмента школы.

Характерным для такой литературы, по мнению Л.Ю. Фалюшиной, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и анализа. Причем одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда ( М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие ( Ю.А. Конаржевский и др.) – на процессе педагогической деятельности. Таким образом, оказывается не востребованным такое направление, как управление качеством условий.

Между тем, управление качеством условий наравне с управлением качеством процесса и результата входит в систему анализа качества современного дошкольного образования.

Попытаюсь проанализировать, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.

Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений. Сюда входят:

оплата образовательных услуг за счет государства – федеральный уровень;

расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя - региональный уровень;

оплата содержания детей за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.

Федеральные бюджетные средства для ДОУ при этом будут законодательно закрепляться за муниципалитетами через объемы субсидий – денежной помощи соответствующего назначения из федерального бюджета. До учреждений эти средства будут доводиться муниципалитетами на нормативной основе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Характеристика детского сада
Детский сад был открыт 26 февраля 1962 года. С 25 ноября 1999 года на основании Постановления № 767 становится Муниципальным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида. В детском саду функционируют четыре изолированные группы. Имеющиеся условия не везде соответствуют современным т ...

Роль игры в психологическом развитии ребенка
В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению отечественных психологов в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой ...

Сущность творческой активности личности
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников. Проблему развит ...

Категории