Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения

Теория образования » Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения » Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения

Страница 3

Сторонники данного направления придерживаются традиционной системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, связанной с управлением качеством образования по его целям. В этом случае функцию целеполагания обычно берет на себя заведующий детским садом при взаимодействии с Попечительским и Родительским советами, советом педагогов.

Целеполагание осуществляется в соответствии с требованиями Концепции дошкольного воспитания: цель дошкольного учреждения как образовательной системы – создать условия для гармоничного развития, воспитания и обучения ребенка на уровне его индивидуальных возможностей, обеспечить целенаправленную социализацию личности. При этом анализ специфики процесса социализации в дошкольном учреждении возможен через анализ структуры их взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса в ДОУ: от детей (сверстников) до администрации и родителей. Она такова:

детский сад – внешняя среда;

администрация – общественность;

руководитель – подчиненный;

педагог – педагог;

педагог – родители;

педагог – дети;

ребенок – ребенок.

Данная структура находится всегда в динамике, то есть в реально существующем, меняющемся и развивающемся образовании. Качество образовательного процесса в этом случае складывается из суммы качеств всех его составляющих.

Изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры зависят от целенаправленности и согласованности действий всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь, от действий педагогов и администрации дошкольного учреждения.

В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения, способного «сложить» в единое целое все перечисленные направления работы по управлению качеством образовательного процесса, выступают:

адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений заведующей и старшего воспитателя;

аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;

преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.

Огромное значение также приобретает владение членами педагогического коллектива эффективными навыками коммуникации, так как именно педагоги становятся посредниками управленческих воздействий старшего воспитателя и заведующего дошкольным учреждением на родителей и воспитанников. Они проявляются в умении не прерывать высказывания партнера и уделять внимание его невербальному поведению (мимике, жестам, позе, интонации, осанке, направлению взгляда); быть внимательным к чувствам партнера по общению, сопереживать ему и уметь выражать это и т.д.

Поэтому для сотрудников, родителей и воспитанников дошкольного учреждения проводят специальные тренинги по нормированию навыков эффективной коммуникации.

Отдельная тактика должна быть разработана для организации развивающего и обучающего взаимодействия с детьми. Современные исследователи (Л. Сэв, В.К. Воробьева и др.) выделяют три подхода: индивидуальные, типологический и топологический.

Индивидуальны подход заключается в процессе развития, воспитания и обучения с опорой на мотивы взаимодействия со взрослыми и сверстниками самого ребенка.

Типологический подход состоит в том, что педагог опирается на ведущие мотивы общения у детей данного возрастного этапа или речевого уровня (в дошкольных учреждениях комбинированного или компенсирующего вида). Стратегия взаимодействия здесь является подгрупповой.

Топологический подход предполагает формирование мотивов совместной деятельности в процессе воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы. Побуждение к развивающему и обучающему взаимодействию появляется благодаря выработке познавательных и личностных мотивов.

Анализируя данное направление совершенствования, могу сказать, что при его использовании принципы и программа воспитательно-образовательной работы с детьми остаются традиционными - основные изменения при построении системы управления качеством образовательного процесса касаются отдельных методов, приемов и условий взаимодействия субъектов общения. Ведущим фактором, влияющим на качество образовательного процесса в рамках рассматриваемого направления, выступают детско-родительские, детско-воспитательские и детско-детские отношения.

Это направление совершенствования предполагает воздействие на каждый компонент образовательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

«История адыхейского народа» Ш.Ногмова
«История адыхейского народа» в концентрированном выраже­нии и в обобщенном виде дает нам представление о возникнове­нии, накоплении и развитии исторических знаний у адыгских народов, начиная с древних времен до XVIII в. Древнему и ранне-средневековому периоду Ногмов уделяет несколько глав. При напи ...

Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...

Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...

Категории