Оценка качества образования по итогам дошкольной образовательной ступени

Теория образования » Качество педагогических услуг » Оценка качества образования по итогам дошкольной образовательной ступени

Страница 1

Оценка результатов дошкольного образования рассматривается как определение готовности к школьному обучению. Во всех рассматриваемых образовательных системах, кроме Великобритании, проведение такой оценки не является обязательным и не сопровождается получением специального сертификата. Однако дошкольные образовательные учреждения чаще всего проводят итоговую диагностику воспитанников, собирая портфолио, которое представляет развернутую качественную характеристику детских достижений. В портфолио могут входить характеристика развития по итогам дошкольного образования, диаграммы, иллюстрирующие продвижение ребенка в течение дошкольного возраста, видеозаписи и фотографии, демонстрирующие достижения ребенка, записи примеров чтения и письма ребенка. Особый интерес представляет характеристика, которая составляется при помощи особого инструмента – шкал наблюдения.

Что оценивается?

Диагностика проводится по наблюдениям за спонтанной активностью ребенка; это смещает акцент с усвоения определенного умения во время занятия (выполнения заданий) на его применение в иной, хотя и аналогичной обстановке. Другими словами, речь идет о целенаправленном отслеживании не результатов обучения, а именно эффектов развития, т.е. переноса освоенного действия в самостоятельную активность ребенка. Вот это смещение акцента с занятий на появляющиеся в поведении эффекты представляется крайне важным. Проводит такую диагностику-оценку сам педагог: таким образом, оценочный инструмент в то же время является и образовательным инструментом для самих воспитателей, задавая для них ориентиры деятельности.

Кто оценивает?

Анализ международного опыта в области оценки результатов дошкольного образования показывает, что в проведении оценки чаще всего задействованы специалисты двух уровней: педагоги, непосредственно работающие с ребенком, а также специалисты по оценке качества, являющиеся <внешними наблюдателями>. Например, в Великобритании в качестве <внешнего наблюдателя> выступает квалифицированный специалист по проведению оценки качества образования дошкольников, представляющий уровень местных властей, в Германии – представитель независимого Центра оценки качества. Заполнение шкал совершается педагогом в течение определенного выбранного периода, однако избирательно контролируется внешними наблюдателями. Кроме того, проводится специальное обучение педагогов технологии оценки, а также семинары-обсуждения отдельных случаев для повышения точности диагностики.

Системы оценивания образовательных результатов от страны к стране отличаются множеством нюансов: идет постоянное реформирование существующих систем под влиянием новых требований к образованию, при этом образовательные системы отдельных стран стараются не только меняться, но и сохранять сложившиеся традиции. Все это делает задачу сопоставления систем оценки качества сложной. В этой ситуации очень важно попытаться выделить те тенденции, которые намечаются в системе оценки качества в разных странах и будут определять ее завтрашний облик. Речь идет именно о тенденциях: мы укажем на те особенности, которые в той или иной степени проявляются во всех странах, при том что наиболее ярко (и институционально оформлено) они могут проявиться только в одной из них.

Основными параметрами анализа будут:

1) Национальные системы аттестации по итогам первой ступени общего среднего образования.

2) Оценка готовности к обучению в вузе по итогам второй ступени общего среднего образования.

3) Уровневый характер образования в средней школе и итоговой аттестации.

4) Учет при аттестации по завершении среднего образования итоговых экзаменов и результатов достижений в течение школьных лет.

5) Параметры оценки образовательных достижений.

6) Учет внеучебных достижений в итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы.

7) Использование тестовых – не тестовых инструментов оценивания образовательных результатов

8) Использование тестовых инструментов новых форматов.

9) Дистанционная аттестация.

10) Организации, проводящие внешние аттестационные процедуры.

Критерии и оценки качества образования.

Что необходимо для оценки?

При использовании в образовательном контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные значения. Так, для педагогов оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся – соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей – связано с развитием индивидуальности их детей. Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями обучающихся, которые могут найти свое выражение в гражданской позиции, в гуманистической или технократической направленности их профессиональной деятельности. Таким образом, понимание «качества» образования часто бывает противоречивым.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Результаты диагностики мотивационно-потребностной сферы учащихся 9-х классов
Было проведено исследование в г. Березовский Муниципальном образовательном учреждении № 6 При анкетировании участвовало тринадцать человек, девятого класса. Из них – восемь мальчиков и семь девочек. Было проведено два анкетирования. Первое- для учащихся, второе –для их родителей Результаты анкетиро ...

Изменение содержания биологического образования в условиях дифференциации
В практику современной школы широко вошло дифференцированное обучение. Чаще всего оно представлено профильными классами, классами с углубленным изучением отдельных предметов, лицеями, гимназиями. В биологии используется такая форма дифференциации, как элективная (т.е. по выбору). Благодаря элективн ...

Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...

Категории