Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования

Теория образования » Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования

Страница 2

В целях выяснения способности учащихся I класса читать рисунок, ориентироваться в изображенном на нем пространстве в начале учебного года нами был проведен следующий опыт. Каждому учащемуся был дан лист с линейным изображением части комнаты (окно, стол, табурет, шкаф). Детям было предложено внести в этот рисунок некоторые добавления. На подоконнике они должны были «поставить» (нарисовать) горшок с домашним растением, на столе чайник, а в глубине комнаты на полу, около стены, между столом и шкафом «положить» большой мяч. Дети были предупреждены, что, рисуя горшок с растением, чайник на столе, они должны учитывать размеры подоконника, стола и т.д., чтобы горшок с растением и мяч не оказались бы слишком большими по сравнению с ними.

Выполнение этого задания было связано с решением учащимися следующих задач графической передачи пространства. Правильное размещение чайника на столе и горшка с растением на подоконнике требовало от учащихся понимания горизонтальной плоскости стола и подоконника, данных на рисунке в перспективе, и того, что предмет, стоящий на этой плоскости (на столе и на подоконнике), в рисунке должен иметь вертикальное положение, иначе он будет «читаться» в рисунке как лежащий. Чтобы положить мячик в глубине комнаты у стены, учащимся надо было понять, то есть правильно прочитать в рисунке пространственные соотношения горизонтальной (пол) и вертикальной (стена) плоскостей. Анализ рисунков детей, выполнявших это задание, показал, что некоторые задачи решались сравнительно легко, другие – много труднее. Легче дети справились с изображением положения чайника на столе. Из 37 детских рисунков, только на одном чайник стоял не на горизонтальной плоскости стола, а на его ребре, то есть был нарисован так, как он стоять не может. С передачей вертикального положения чайника учащиеся также справились вполне удовлетворительно: на 28 из 36 рисунков чайник имел ясно выраженное вертикальное положение, на двух рисунках положение немного наклонное, на шести – чайник не стоит, а лежит.

Горшок с растением имел правильное вертикальное положение только на 15 рисунках, на 9 – скорей наклонное, чем вертикальное, на 13 рисунках горшок лежал на подоконнике. На большинстве рисунков горшок стоял не на плоскости подоконника, а на его ребре (31 рисунок из 36). Только пятеро учащихся нашли правильное положение горшка на плоскости подоконника. По-видимому, это определяется тем, что горизонтальная плоскость подоконника много уже плоскости стола, где стоял чайник, и детям было труднее действовать.

Наиболее сложным оказалось для детей расположить мяч. Только на трех рисунках задача решена правильно. Мяч лежит в глубине у стены, его основание расположено на горизонтальной плоскости пола, а верхняя часть находится на фоне вертикальной плоскости стены, что определяет точно его пространственное положение. На восьми рисунках мяч дан на линии, отделяющей пол от стены, причем в одном случае на уровне этой линии находится верх мяча, а в другом – его низ. На 23 рисунках мяч нарисован на горизонтальной плоскости пола в середине комнаты, а в некоторых случаях прямо на переднем плане. А на двух рисунках мяч изображен целиком на вертикальной плоскости, на стене, поэтому кажется, что он подпрыгнул и находится в воздухе.

Выработка у детей умения учитывать горизонтальную и вертикальную плоскости в рисунке и их соотношения при расположении предметов должна быть одной из основных учебных задач в работе над тематическим рисунком.

Очень важным моментом в тематическом рисовании Методика руководства является подбор тем и заданий.

Рисование на темы «Осень», «Зима», «Весна» опирается на определенные знания детей, накопленные ими в результате их непосредственных наблюдений, чтения и бесед учителя, показа картинок. Несомненно, что с целым рядом образов у них связаны какие-то переживания, чувство радости, удовольствия, в том числе и эстетические чувства. Но все это носит еще очень разрозненный, не осознанный и не обобщенный характер. Темы осени, зимы, лета связаны с изображением дерева. Схема дерева в нескольких ее вариантах прочно держится в рисунках первоклассников. Часто встречается схема, где ствол дерева наверху не утончается, а как бы срезан по горизонтали. Можно встретить изображение дерева, наоборот, с невероятно широким основанием, при этом ствол дерева так резко суживается кверху, что получается нечто вроде треугольника. Сучья на этом дереве в схеме обычно абсолютно одинаковы и по длине, и по расположению на стволе, и по форме. Непосредственно на сучьях сидят листья. При наблюдении детьми дерева их внимание должно быть в первую очередь направлено на его строение: ствол внизу шире, чем у вершины, он суживается постепенно и на самом верху всего уже, сучья у ствола толще и постепенно утончаются к концу, они расположены вокруг всего дерева, нижние сучья длиннее и толще верхних, на сучьях много веточек, на них листья. Такой анализ строения, конечно, требует повторения, но все же почти сразу после него в изображении дерева у детей можно видеть новые подробности, почерпнутые из наблюдения. Далее может следовать наблюдение и определение характерных особенностей, отличающих, например, березу от других деревьев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Контроль кафедры за подготовкой дипломной работы и прохождением преддипломной практики
После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки дипломной работы, для уточнения программы преддипломной практики. Научный руководитель дипломной работы: а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего ...

Закономерности педагогического процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать с ...

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста
Данный тренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20 детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьный класс или детсадовская группа). Цель тренинга заключается в развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкции полноценны ...

Категории