Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования

Теория образования » Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования

Страница 4

Основные ошибки, допускаемые детьми, следующие: 1) дальние деревья располагались не на земле, а на небе (потеря горизонтальной плоскости земли); 2) ближние деревья из опасения, что они могут закрыть задние, размещались в край листа, с опорой на нижнюю линию земли; 3) все деревья, те, которые должны быть «посажены» ближе или дальше, размещались на одной линии, обычно на линии горизонта. Но все эти ошибки очень легко исправлялись классом. После таких подготовительных упражнений дети рисовали на тему «Осень». Им было дано задание нарисовать ель, березу и рябину, притом так, чтобы рябина была расположена впереди, а другие деревья сзади. В процессе рисования детям несколько раз пришлось напоминать правило, как следует в рисунке размещать предметы на первом и втором плане (впереди, сзади). В результате 22 учащимися из 38 задача была решена верно, хотя рябина у большинства и была нарисована вплотную к нижнему краю листа.

Для закрепления понимания элементарного пространственного размещения предметов в рисунке необходимо, чтобы рисование на тему, связанную с изображением открытого пространства (земля, небо), всегда начиналось с нанесения линии, обозначающей плоскость земли. В середине года на вопрос, с чего мы начнем рисунок на тему «Зима», дети уже уверенно отвечали: «Проведем линию земли», а в конце года, не дожидаясь указания, проводили ее сами.

Вторым тематическим заданием, посвященным временам года, было рисование на тему «Зима». Задание выполнялось детьми не в обычных тетрадях для рисования, а на листочках серо-синей бумаги (обложки школьных тетрадей). Это давало возможность детям снег на земле и на деревьях изобразить мелом, что обогащало рисунок и нравилось им.

Среди бытующих у детей 7–8 лет изобразительных схем особенно широко распространено и крепко держится стереотипное изображение дома с забором. Одноэтажный домик с треугольной крышей, с большой трубой, из которой идет спиралевидный черный дым, и забор, непременно в виде частокола, – так сплошь и рядом рисуют московские дети, хотя с уверенностью можно сказать, что они гораздо чаще видят многоэтажные дома и каменные или металлические ограды в виде решеток. Рисуют при этом без всякого увлечения, пассивно, повторяя, по-видимому, им самим надоевшую заученную схему, которую они не знают, как и чем заменить.

Перед рисованием на тему «Деревья зимой на бульваре или на сквере» детям было объявлено, что они должны будут нарисовать деревья так, как мы их видим, стоя на тротуаре напротив ограды бульвара. Основными объектами изображения, таким образом, являлись ограда бульвара или сквера и деревья, расположенные за оградой. С детьми была проведена беседа о том, что Москва – столица нашей родины. Советский народ заботится об ее украшении. В ней много очень красивых, больших, многоэтажных зданий, бульвары и скверы окружены оградами из камня и металла. Ограды бывают очень красивые, узорные, нарядные. Детям было предложено хорошенько рассмотреть ограду ближайшего дома, сквера или бульвара и запомнить ее, так как придется ее рисовать.

Ограды, решетки рисовались детьми с большим увлечением. В стремлении сделать красивую решетку, отличающуюся от решетки, нарисованной соседом, некоторые дети в узор решетки вносили много от себя.

То старание, с которым дети вырисовывали решетки, стремясь как можно точнее и аккуратнее передать их строение и ритмический повтор узора, свидетельствовало об активном, творческом подходе к выполнению задания, где эстетическая оценка занимала немаловажное место. («У меня на решетке звездочки, я такую видела, очень красивая», «У меня с кружками, совсем другая, чем у него, красивая…»).

Так наблюдение, толкнувшее детей на открытие, что даже такой объект изображения, как ограда, может быть дан по-разному, по-своему, что ее можно в рисунке сделать красивой, пробудило в них творческие искания, опиравшиеся на эстетическое отношение к изображаемому, что, в свою очередь, отразилось и на технике выполнения рисунков.

Последнее задание из этого цикла являлось одновременно и контрольным. Оно как бы объединяло в себе две темы: «Весна» и «1 Мая».

Перед выполнением этого задания детям было дано поручение в праздничные дни 1 Мая понаблюдать какой-нибудь дом, красиво украшенный к празднику флагами, флажками, звездами и гирляндами. Общее расположение предметов в рисунке было указано детям словесно. Без этого выполнение рисунка не обеспечило бы решения тех задач, которые определяли учебное содержание этого задания.

Рисунок, как всегда, был начат с нанесения легкой линии, обозначающей землю. Затем детям было предложено нарисовать красивый московский дом, многоэтажный, с широким входом, припомнив тот дом, который они наблюдали; с обеих сторон дома нарисовать ограду, за ней – деревья; перед домом нарисовать грузовик, троллейбус или легковую машину, кому что больше нравится. А над домом изобразить самолеты, какие мы видим в день 1 Мая, когда они летят на парад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
«Речь – это высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция – обеспечение общения, а в интеллектуальном плане – это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления. Ни одна сколько-нибудь ...

Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящего за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР – была утверждена новая «Концепция дошк ...

Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя-воспитателя
Формирования авторитета педагога характеризуется временной протяжённостью. Это длительный процесс, который имеет свою логику. Рассмотрим этот процесс . Первый этап – это выбор профессии “учитель”. Все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов. Эта классификация была разработана Е.А. ...

Категории