Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. При этом необходимо помнить, что специалист, работающий с ребенком, может испытывать дискомфорт относительно ведения открытого разговора с ребенком о том насилии, которое он пережил, особенно в случае сексуального насилия. Этот дискомфорт может приводить к тому, что социальный работник удерживает работу на поверхностном уровне, избегает затрагивать тему самого насилия, что особенно легко происходит при использовании невербальных и/ или проективных форм работы. В этом случае рано или поздно начнут наблюдаться следующие негативные явления: социальный работник может начать чувствовать. Что работа не двигается и улучшения состояния у ребенка не наступает. В свою очередь, ребенок укрепляется во мнении, что взрослые не хотят знать о том, что с ним произошло, а, следовательно, не способны ему помочь. Не проговоренная, не проработанная тема насилия остается «висеть в воздухе», постепенно разрушая терапевтические отношения между социальным работников и ребенком.
Другой кризисной ситуацией для ребенка является развод. Очень часто дети нуждаются в помощи больше всего. Развод – ситуация, где решения принимаются взрослыми. И детям очень трудно проникнуть в истинные причины развода, они просто не понимают, почему они вдруг должны жить отдельно от мамы или от мамы.
Задача не только других членов семьи, но и социальных работников состоит в том, чтобы облегчить эту ситуацию для всех ее участников.
Ниже приведены некоторые типичные реакции детей на развод.
Дети-дошкольники могут:
- быть грустными;
- бояться чужих;
- не хотеть расставаться с другим родителем;
- иметь проблемы со сном;
- иметь истерики или вспышки гнева;
- иметь проблемы с приучением к горшку;
- винить себя в разводе родителей (наиболее часто это встречается у детей от 3 до 5 лет).
Дети младшего школьного возраста могут:
- быть в дурном настроении;
- злиться;
- казаться рассеянными или замечтавшимися;
- успевать хуже по школьным предметам;
- иметь вспышки раздражения;
- капризничать;
- стать более агрессивными;
- говорить о своей грусти и своем желании, чтобы другой родитель вернулся;
- волноваться, что теперь ему нужно делить себя между родителями.
Подростки могут:
- иметь эмоциональные проблемы;
- выражать злобу;
- стать агрессивными;
- пускаться в рискованное поведение, как, например, сексуальное «экспериментаторство» или употребление наркотиков.
- впасть в депрессию.
Но если родителям кажется, что ребенок переживает эту ситуацию слишком трудно и с ним очень сложно общаться, то им лучше обратиться в социальную службу.
Существует ряд советов, которые социальный работник может дать разводящимся родителям. Подробно они изложены в приложении №2.
Не менее важной проблемой, которая порождает кризис, может быть отставание в школе. В этом случае ребенку необходимо оказание помощи со стороны психологов, которые выяснят причину отставания, а также разработают программу реабилитации. Проведя необходимые реабилитационные мероприятия, ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии.
Таковы особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации. Однако следует учитывать тот факт, что для предотвращения профилактики следует не только оказывать психологическую помощь, но и принимать меры по профилактике дезадаптации. Рассмотрим меры, принимаемые по государством по профилактике дезадаптации детей.
Статьи по теме:
ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования
В марте 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 были введены в действие Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детск ...
Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания
Рациональное постижение знаний - это лишь одно из определений его логического движения, поскольку, если же взять движение мысли в целом, то предмет участвует в нём не только как понятие, но и как предмет понимания (ВС. Библер). Подчёркивая исторический характер понимания, В. Дильтей писал, что куль ...
Умар Хапхалович Берсей – просветитель, баснописец
Сознавая настоятельную необходимость создания национальной письменности, У. X. Берсей занялся составлением черкесского букваря. По свидетельству М. Краснова, «в 1853 году Берсей представил свою азбуку черкесского языка в Академию Наук, которая ее одобрила. В марте 1855 года Букварь черкесского язы ...