Помощь детям в кризисной ситуации

Страница 2

Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. При этом необходимо помнить, что специалист, работающий с ребенком, может испытывать дискомфорт относительно ведения открытого разговора с ребенком о том насилии, которое он пережил, особенно в случае сексуального насилия. Этот дискомфорт может приводить к тому, что социальный работник удерживает работу на поверхностном уровне, избегает затрагивать тему самого насилия, что особенно легко происходит при использовании невербальных и/ или проективных форм работы. В этом случае рано или поздно начнут наблюдаться следующие негативные явления: социальный работник может начать чувствовать. Что работа не двигается и улучшения состояния у ребенка не наступает. В свою очередь, ребенок укрепляется во мнении, что взрослые не хотят знать о том, что с ним произошло, а, следовательно, не способны ему помочь. Не проговоренная, не проработанная тема насилия остается «висеть в воздухе», постепенно разрушая терапевтические отношения между социальным работников и ребенком.

Другой кризисной ситуацией для ребенка является развод. Очень часто дети нуждаются в помощи больше всего. Развод – ситуация, где решения принимаются взрослыми. И детям очень трудно проникнуть в истинные причины развода, они просто не понимают, почему они вдруг должны жить отдельно от мамы или от мамы.

Задача не только других членов семьи, но и социальных работников состоит в том, чтобы облегчить эту ситуацию для всех ее участников.

Ниже приведены некоторые типичные реакции детей на развод.

Дети-дошкольники могут:

- быть грустными;

- бояться чужих;

- не хотеть расставаться с другим родителем;

- иметь проблемы со сном;

- иметь истерики или вспышки гнева;

- иметь проблемы с приучением к горшку;

- винить себя в разводе родителей (наиболее часто это встречается у детей от 3 до 5 лет).

Дети младшего школьного возраста могут:

- быть в дурном настроении;

- злиться;

- казаться рассеянными или замечтавшимися;

- успевать хуже по школьным предметам;

- иметь вспышки раздражения;

- капризничать;

- стать более агрессивными;

- говорить о своей грусти и своем желании, чтобы другой родитель вернулся;

- волноваться, что теперь ему нужно делить себя между родителями.

Подростки могут:

- иметь эмоциональные проблемы;

- выражать злобу;

- стать агрессивными;

- пускаться в рискованное поведение, как, например, сексуальное «экспериментаторство» или употребление наркотиков.

- впасть в депрессию.

Но если родителям кажется, что ребенок переживает эту ситуацию слишком трудно и с ним очень сложно общаться, то им лучше обратиться в социальную службу.

Существует ряд советов, которые социальный работник может дать разводящимся родителям. Подробно они изложены в приложении №2.

Не менее важной проблемой, которая порождает кризис, может быть отставание в школе. В этом случае ребенку необходимо оказание помощи со стороны психологов, которые выяснят причину отставания, а также разработают программу реабилитации. Проведя необходимые реабилитационные мероприятия, ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии.

Таковы особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации. Однако следует учитывать тот факт, что для предотвращения профилактики следует не только оказывать психологическую помощь, но и принимать меры по профилактике дезадаптации. Рассмотрим меры, принимаемые по государством по профилактике дезадаптации детей.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Слепые люди
Для этих людей весь мир это светлые и темные пятна. 2-3 метра и окружающие предметы растворяются в тумане. Все что они делают, они делают вопреки своему диагнозу и своей судьбе. Слепых художников не бывает, слепого учителя обманут ученики, незрячий спортсмен никогда не сможет бороться. Однако эти л ...

Логико-гносеологический аспект интерпретации знания
Целью и результатом технологического подхода к интерпретирующей деятельности является выявление значений знания. В «Психологическом словаре» значение определяется как семантическая сторона деятельности, один из аспектов индивидуально-психологического усвоения общественно- исторического опыта. Значе ...

Анализ и обобщение педагогического опыта.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убеди ...

Категории