Философия высшего образования и новые подходы к преподаванию философских дисциплин

Теория образования » Инновации в образовании » Философия высшего образования и новые подходы к преподаванию философских дисциплин

Страница 1

Реальная потребность современного общества в людях творческих, которым присуще нестандартное мышление, умение анализировать ситуацию, находить пути решения возможных жизненных проблем обусловливает новые требования и подходы к подготовке специалиста высшей квалификации, прежде всего учителя, и к самой философии высшего образования.

Существуют две тенденции в философских подходах к высшему образованию. Первая из них делает акцент на широкую общетеоретическую подготовку специалиста на младших курсах и специализацию на старших. Вторая тенденция ориентирована на освоение специальности узкого профиля прямо с первых курсов. В каждой из этих тенденций есть свои сильные и слабые стороны. Так, в случае ранней узкой специализации достигается глубокое знание профиля своей специальности уже в вузе, что позволяет использование этого специалиста, так сказать, прямо со школьной скамьи. Но эта подготовка не обеспечивает самостоятельной возможности освоить смежную профессию без дополнительного обучения. Общество должно тратить средства на переподготовку специалиста, что снижает в конечном итоге ценность полученной специальности и уровень социальной защищенности специалиста.

Первая стратегия обучения при поверхностном взгляде кажется расточительной. Но она себя оправдывает, если учитывать потенциальную гибкость широкого общетеоретического образования, позволяющую сравнительно легко самостоятельно овладевать разными гранями своей специализации, а в случае необходимости и смежными профессиями. У специалиста расширяется возможное поле применения своей деятельности, что -делает его более социально адаптированным в кризисные периоды развития общества, а следовательно, в более выгодные условия, чем специалиста, подготовленного по принципу узкой специализации.

Представляется, что человечество, имея перед собой в перспективе новый тип общества - информационное, должно переосмыслить философию высшего образования. В этих условиях приоритетной становится широкая общетеоретическая подготовка. При повсеместной доступности банка данных нужна будет широкая эрудиция специалиста, которая обеспечивается соответствующей подготовкой. Поэтому, разрабатывая стратегию высшего образования XXI века, следует опираться на наработки и практический опыт первого варианта в подходах к высшему образованию.

Динамизм жизни современного общества хорошо сочетается с многоуровневой системой образования, которая позволяет, с одной стороны, белее гибко учитывать потребности общества в подготовке специалистов, с другой - более полно раскрывать содержание учебных дисциплин. Многоуровневое образование в педагогическом вузе предполагает дифференцированное обучение студентов по нескольким направлениям: I-II курсы - обучение студентов по общей программе, на старших курсах - обучение, сориентированное на конкретную профессиональную деятельность с учетом различных типов школ.

Осуществление инновационной деятельности в области высшего педагогического образования лишается важнейшего стратегического смысла без учета формирования мировоззренческой культуры студента, основу для которой создает, прежде всего, цикл преподаваемых в вузе философских дисциплин. Философские дисциплины преобразуются сегодня в вузовской практике, освобождаясь от устаревших идеологических и методологических стереотипов, преодолевая замкнутость, закрытость для других типов мировоззрения, все, более ориентируясь на многообразие философско-мировоззренческого арсенала человечества. В соответствии со сложившимися в большинстве стран мира традициями высшего образования преподавание философии в отечественных вузах и, в частности в Орловском государственном педуниверситете, включает сегодня в первую очередь изучение истории развития философской мысли от античности до настоящего времени. У студентов появляется возможность сравнивать и сопоставлять разные философские концепции, подчас противоречащие друг другу. В процессе подготовки к семинарским занятиям они знакомятся с произведениями западных мыслителей, представителей неклассической иррационалистической философии XIX-XX веков, русских религиозных мыслителей, которые ранее были недоступны рядовому читателю.

Повышенный интерес студентов к ранее недоступным философским источникам нередко сопровождается некритическим отношением к их содержанию. В частности, некоторые студенты идеалом свободы и жизнедеятельности для себя выбирают субъективно-волюнтаристские идеи Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра и др. В этих условиях возникает необходимость проведения индивидуальных занятий, собеседований со студентами, глубокой разъяснительной и воспитательной работы, направленной на привитие истинных общечеловеческих ценностей. Деятельность преподавателя философских дисциплин в связи с этим выходит за рамки узкопрофессиональной, приобретает глубокий социальный аспект.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Усвоение новых слов и их значений
Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Нельзя забывать и того, что большинство слов имеют по нескольку значений (например, свежая газета ...

Планирование урока на формирование грамматических навыков речи
Прежде чем планировать урок, необходимо: 1. осуществить методический анализ нового грамматического материала с целью выделения в нем особенностей форм и значений как объектов усвоения, определить характер его связи с ранее пройденным грамматическим материалом и возможные трудности овладения им учащ ...

Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста посредством занимательного математического материала
Развивающая программа составленная мной состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей дошкольного возраста. Цель программы: развить произвольное внимание детей дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала. Задачи: формирование произвольности вни ...

Категории