Философия высшего образования и новые подходы к преподаванию философских дисциплин

Теория образования » Инновации в образовании » Философия высшего образования и новые подходы к преподаванию философских дисциплин

Страница 2

На фоне общеобразовательных философских курсов, которые изучаются, студентами на младших курсах, в условиях многоуровневого педагогического образования на высшей ступени подготовки специалиста появляется возможность, читать специальные философские курсы, учитывающие профиль будущей специальности. Так, например, для исторического факультета целесообразно знакомство с такой дисциплиной, как философия истории, для юридического - с философией права, для физико-математического, биолого-химического факультетов можно предложить философские проблемы естествознания, для филологического, факультета иностранных языков - философские проблемы языка и т.п.

Для педагогического вуза важной представляется возможность прослушать такие спецкурсы по философии, которые готовят будущего учителя к преподаванию конкретных школьных дисциплин. Так, например, кафедра философии ОГПУ разработала спецкурс, подготавливающий будущих специалистов к преподаванию школьной дисциплины "Человек и общество". В преподавании данного спецкурса органически сочетаются. теоретическая подготовка студентов по проблемам, изучаемым в школьном курсе "Человек и общество", и формирование практических навыков работы с учащимися по сложным философским проблемам этого курса. Семинары проводятся в форме профессиональных деловых игр, где каждый студент выступает в роли учителя, давая фрагмент урока по определенной проблеме, а учебная студенческая группа выполняет роль учеников.

Сегодня отчетливо проявляется необходимость новых подходов к изучению целого ряда проблем курса самой философии. Так, извечная философская проблема свободы по-иному звучит и осмысливается в условиях, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, к реальной возможности уничтожения собственной планеты с помощью арсеналов накопленного оружия. Свобода, будучи неотъемлемой характеристикой гуманистического идеала, должна трактоваться как установление равноправно-партнерских отношений с природой, другими людьми, ценностями иной культуры. Аналогично, с новых современных позиций рассматриваются сегодня и проблемы сознания прогресса и пр.

Новые подходы к преподаванию философии обусловлены и тем, что она выступает своеобразной мировоззренческой и методологической основой для других учебных дисциплин. Так, например, в связи с переходом исторической науки к цивилизованному подходу объяснения общественных явлений, в курсе философии значительное внимание уделяется проблеме анализа формирования концепции цивилизованного подхода на основе изучении трудов О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского и др. Однако этот подход не абсолютизируется, как это было в недавнем прошлом с марксистским формационным подходом, а учитывается, что в современной мировой науке не выработала еще единая точка зрения к определению понятия "цивилизация".

Подготовка высокообразованного педагога на основе многоступенчатого образования будет значительно обедненной без освоения своей собственной национальной философской мысли. Поэтому спецкурс по русской философии представляется логически необходимым в системе общефилософской подготовки. Русская философия является глубоко антропоцентричной, обращенной к человеку и его духовному миру. В этой связи важно, чтобы будущие педагоги глубоко осознали своеобразие русской философской культуры, для которой характерны идеи соборности, единого органического целого, внутри которого индивидуум может найти свое истинное "Я", социальной солидарности, взаимной выручки и др. В условиях проникновения в духовную жизнь России чуждого ей типа культуры, основанного на индивидуализме и прагматизме, идеи русской философии формируют личность будущего учителя на принципах высокой духовности и гуманизма.

Таким образом, новые подходы к преподаванию философских дисциплин органически связаны как с инновационными изменениями в системе высшего педагогического образования, так и с ломкой потерявших свою актуальность традиций преподавания и переходом к формированию новых форм воплощения учебных и воспитательных задач.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Особенности применения игрового метода при обучении двигательному действию
В процессе формирования двигательного действия принято выделять три этапа: первый этап – этап начального разучивания; обучение на этом этапе направлено на формирования основ умения выполнять разучиваемое действие. Второй этап – этап углубленного разучивания, целью которого является формирование дви ...

Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов
Опытная проверка предложенной методики проводилась в период с 2006 по 2007 год в городе Казани. Процесс обучения проходил в группе из четырех человек в возрасте 6-7 лет. Основным элементом обучения ИЯ являлось взаимодействие, взаимная связь собеседников. Известно, что оно является центральным момен ...

Роль игры в психологическом развитии ребенка
В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению отечественных психологов в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой ...

Категории