Разработка рабочей программы дисциплины

Страница 2

Основное содержание учебной дисциплины

Лекционные занятия

Тема 1. Методологические проблемы психологии здоровья

Психология здоровья: исторический аспект. Предмет, задачи и методы психологии здоровья. Особенности развития психологии здоровья в России. Понятие здоровья, его содержание в понимании разных авторов. Виды здоровья: душевное, духовное, нравственное, умственное, соматическое, психологическое, социальное, биологическое, индивидуальное и общественное. Связь духовного и психологического здоровья. Современные проблемы изучения психологического здоровья.

Тема 2. Психологическое здоровье как основа развития личности

Понятие психологического здоровья, его характеристика. Подходы к его рассмотрению: концепции античных, зарубежных и отечественных авторов. Критерии уровня оценки психологического здоровья или показатели психологического здоровья личности. Принятие ответственности за свою жизнь. Самопонимание и самопринятие. Умение жить в настоящем моменте. Осмысленность индивидуального бытия. Способность к пониманию и принятию других.

Компоненты психологического здоровья: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой, креативный. Вербальные и невербальные формы здорового психического поведения.

Тема 3. Исследования психологического здоровья

Психологическое здоровье на разных этапах онтогенеза. Гендерный аспект психологического здоровья. Общая характеристика видов психологического здоровья.

Тема 4. Индивидуальное психологическое здоровье

Понятие, структура индивидуального психологического здоровья. Социальные, физиологические и психические аспекты. Оценка: неповторимость и уникальность личности. Самоидентичность. Защитные механизмы. Социальная адаптация, уверенность. Направленность личности, потребности, мотивы. Социализация. Методы исследования психологического здоровья личности. Шкала самооценки, тревожности, депрессии. Опросник нервно-психического напряжения.

Тема 5. Общественное психологическое здоровье.

Общественное психологическое здоровье как здоровье популяции: определение, характеристика, оценка. Распространенность психических заболеваний, алкоголизма и наркозависимости, умственной отсталости, деструкций поведения. Соотношение между психически здоровыми и больными людьми. Психологическое здоровье группы как предпосылка стабильности и благополучия социума в целом. Понятие социальной группы, явления в группе. Конформизм и лидерство. Виды групп. Групповая динамика. Структура малой группы. Отношения в группе. Позитивное и негативное влияние группы на личность. Психологический климат в группе, сплоченность как важнейший фактор эффективного общения. Восприятие и понимание людьми друг друга: понятие общения.

Виды и стороны общения. Роль общения в психологическом развитии человека.

Методы исследования психологического здоровья группы: диагностический опросник социально-психологического климата группы; социометрия; ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ); склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).

Тема 6. Факторы, влияющие на психологическое здоровье

Виды факторов: мегафакторы, макрофакторы и микрофакторы, позитивное и негативное влияние. Межличностные отношения. Дружба. Любовь. Одиночество. Вражда. Депрессия как причина нарушения психологического здоровья личности и коллектива. Виды депрессии, подходы к ее изучению, методы исследования. Конфликт как причина нарушения психологического здоровья личности и коллектива. Понятие, сущность, структура конфликта. Условия возникновения. Виды: Внутриличностный, межличностный, межгрупповой, личность-группа. Динамика. Стратегии поведения в конфликте, способы его разрешения.

Тема 7. Методы регуляции психологического здоровья

Цели, возможности и условия благоприятного осуществления регуляции психологического здоровья. Принципы реализации, задачи. Воспитание как основа личностного благополучия. Психопрофилактика. Психокоррекция. Арт-терапия. Дельфинотерапия. Цветотерапия. Электромагнитная терапия. Ароматерапия. Использование других методов: релаксация, аутотренинг, гипноз, НЛП.

Практические и семинарские занятия

1. Два семинара на тему: «Подходы к исследованию психологического здоровья»

2. Тренинг невербального общения «Здоровая личность»

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Учет и оценка знаний учащихся, критерии оценок
Учет знаний, контроль, оценка. Учет производственного обучения выполняет две основные функции. Во-первых, учет – это система организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения. Вместе с тем учет и с ...

Понятие и сущность метода и приема обучения. Особенности традиционного обучения
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, т ...

Предматематическое развитие дошкольника в современных образовательных программах. Анализ программного содержания
Основная задача педагога-воспитателя наполнить повседневную жизнь группы детей дошкольного возраста интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспи ...

Категории