Виды девиантного поведения

Страница 4

Алкоголизм.

Алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементов социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов связано с пьянством. За 5 лет количество подростков, употребляющих алкоголь увеличилось в 7 раз.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий составляет большую сложность. Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Выше перечисленные формы девиаций являются социальной патологией, они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),

Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),

Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),

Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).

Также можно различать два идеальных типа отклонений:

1. Индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2. Групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Таким образом, подводя итог характеристике различных видов девиантного поведения, надо особо подчеркнуть, что эти виды всего лишь определенное представление некоторого момента или стадии девиации и не смогут полностью отразить ее реальные характеристики, динамику; а также девиантное поведение всегда детерминируется многообразием причин, обстоятельств, которые в каждой конкретной ситуации глубоко индивидуальны и специфичны.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Особенности ролевого поведения дошкольников с нарушением интеллекта
Проблема обучения детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игре является одной из центральных в дошкольной олигофренопедагогике. Именно игра становится ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. Как показывают многочисленные исследования, проведенные в этой области ( Л.Б. Баряева ...

Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у дошкольников с ФФН фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа ...

Характеристика объекта и методик исследования
Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным. Следует полаг ...

Категории