Одаренность в младшем школьном возрасте

Теория образования » Одаренность в младшем школьном возрасте

Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость. Это определяет необходимость разработки парадигмы гуманизации образования в контексте социально-психологических, культурологических механизмов развития человека, которое в большей степени соответствует запросам современного общества. Такой подход обеспечивает реализацию нового отношения общества к человеку как уникальному феномену и предоставляет личности намного больше возможностей для гармонизации отношений с природой, социокультурной средой и собой, чем это могла предоставить традиционная система образования. Ведущими принципами образования становятся: опора на саморазвитие, активность самого обучающегося, представленного в виде субъекта образовательной деятельности; личностный подход.

В связи с этим неизмеримо возрастает значимость выявления оптимальных социально-психологических, культурологических механизмов становления личности. Данные проблемы разрабатываются на междисциплинарном уровне в системе наук о человеке, среди которых центральное место принадлежит психологии, так как психологические закономерности пронизывают все сферы человеческой деятельности, социальные процессы, в которые включен человек. Поэтому актуальность исследования обусловлена современными требованиями общества к развитию личностного потенциала школьников на основе новой парадигмы гуманизации образования.

Одаренные дети часто испытывают в школе «дискриминацию» из-за отсутствия дифференцированного подхода, ориентации школы на среднего ученика, унификации образовательных программ. Это часто приводит к негативному феномену «затухания» одаренности, что в свою очередь отрицательно сказывается на сохранении генофонда нации и государства. Таким образом актуальность данной проблемы не вызывает сомнения и представляет государственного плана значимость.

По изучению одаренных детей накоплена значительная философская, психолого-педагогическая, методическая литература. Своими корнями эта проблема уходит вглубь веков. Зачатки идеи о психических особенностях человека и, в частности, о способностях можно встретить в философских трудах античных мыслителей (Аристотель, Платон, Конфуций), ученых Востока (Аль-Фараби, Ибн Сина и др.), ученых эпохи Возрождения (Х.Уарте, Я.А. Коменский) и Просвещения (Дж Локк, Р.Декарт).

Проблему развития способностей, психики и личности в целом затрагивали в своем творчестве казахские ученые-просветители Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, а также передовые казахские общественные деятели и ученые ХХ века: Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев.

Психологическое изучение проблемы одаренности началось в конце IX - начале ХХ века. Ей посвятили свои исследования зарубежные ученые (Ф. Гальтон, Э. Мейман, А. Бине, В. Штерн и др.). Они внесли весомый вклад в экспериментальную и прикладную часть изучения одаренных детей, в частности, ими разработаны тесты диагностики одаренности.

Казахстанские ученые вносят свой посильный вклад в разработку педагогических аспектов проблемы одаренности (Ж.О. Умбетова, Л.М. Нарикбаева, О.А. Жумадиллаева, У.Б. Жексенбаева). И лишь единственное исследование (Г.Ж. Акылбаевой) посвящено психологическому аспекту: вопросу чувствительности к проблемам у одаренных лиц.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Все это обусловливает актуальность исследуемой нами проблемы.

Цель исследования: проанализировать особенности учебно – воспитательной работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Задачи:

Изучить теоретические аспекты понятия одаренности

2. Рассмотреть и проанализировать психолого – педагогические основы развития одаренности в младшем школьном возрасте

3. Выявить и диагностировать одаренность младших школьников в ходе экспериментальной деятельности.

Предмет исследования: педагогические основы и методы работы с одаренными детьми.

Объект исследования: – процесс личностного развития одаренных школьников в новых социально-исторических условиях развития общества.

Методы исследования: в процессе исследования применялись такие методы как беседа, наблюдение, тестирование.

Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы учителями для работы с одаренными детьми.

Структура и объем курсовой работы: Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дается общая оценка состояния изученности темы, поставлены цели и задача, изложены теоретические и методологические основы и новизна исследования.

Статьи по теме:

Критерии индивидуального подхода к ученикам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника. Среди этих учащихся, в ...

Выявление актуального уровня сформированности понятия «имя прилагательное» у учащихся третьих классов
Для выявления актуального уровня знаний об имени прилагательном мы решили использовать методику тестирования. На базе лицея № 9 «Лидер» г. Красноярска в феврале 2011 г. у учащихся 3-их классов был проведен констатирующий эксперимент. В соответствии с задачами исследования были выявлены актуальные у ...

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время средствами музыки
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни . Продолжением рабо ...

Категории