Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории и практики

Теория образования » Одаренность в младшем школьном возрасте » Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории и практики

Страница 1

Отход от ориентации на «среднего» ученика и повышенный интерес к одаренным детям характерен для всей современной мировой образовательной системы. В развитых странах одаренные дети рассматриваются как основной стратегический потенциал общества и фактор безопасности государства. На рубеже веков проблема одаренности в образовании, науке, технологиях становится одной из главных для социального и экономического развития любой страны.

Одаренные дети являют собой бесценное национальное достояние, из которого формируется интеллектуальная элита: личности творческие, яркие, мыслящие, действующие нестандартно. Они задают направление, определяют темп и масштабы прогресса человечества. Чтобы это потенциальное национальное богатство сберечь, приумножать и использовать, нужно бережно поддерживать их развитие, своевременно выявлять, правильно оценивать и обучать их. Эта непростая задача имеет педагогический, методический и социально-психологический аспекты. Дети, тянущиеся к наукам, фанатично отдающие все свое время и энергию образовательным усилиям, не всегда бывают приняты и поняты окружающими. Родителей пугает финансовая бесперспективность их увлечений, сверстники видят в них выскочек и зубрил и, наконец, не каждый учитель чувствует себя уютно рядом с более высоким интеллектом.

Между тем, исследования и практика показывают, что развитие одаренной личности может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе ее становления. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии одаренности. Высокоодаренным детям должны быть предоставлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои возможности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества. Ясно одно, что интересы общества требуют специальных мер и научной разработки проблемы психологической поддержки и развития личности одаренных детей и молодежи.

Активизация психолого-педагогической практики работы с одаренными детьми во всем мире началась с середины XX века. Повышенный интерес к этой проблеме выразился в создании в 1975 году Всемирного Совета по одаренным и талантливым детям и "Европейской ассоциации по одаренным и талантливым детям". Эти организации координируют проекты по изучению природы одаренности, подготовке специалистов по обучению одаренных детей, проводят различные конференции и встречи ученых и исследователей со всего мира, что дает им возможность обмениваться идеями и обсуждать различные проблемы. Проведено 16 конференций Всемирного Совета. Участниками двух конференций (Барселона, Испания - 2001 г., Аделаида, Австралия – 2003 г.) являлся Казахстан. На этих конференциях освещался опыт и перспективы работы с одаренными и талантливыми детьми в мире, в том числе в Казахстане. С нашим участием прошла презентация проекта: «Theoretical educational bases of gifted children in the Republic of Kazakhstan». Проект получил одобрение Всемирного Совета и признан как результат верной политики государства в области образования одаренных детей и молодежи.

В Республике Казахстан с момента обретения суверенитета поддержка одаренной, творческой молодежи стала рассматриваться в качестве приоритетного направления и его практическая реализация стала осуществляться под эгидой Республиканского научно-практического центра «Дарын», созданного на основании распоряжения Президента РК Н.Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» (1996).

Основными задачами центра являются психологическая диагностика, поддержка и развитие личности одаренных детей и молодежи. За время работы данной организации получили возможность раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал тысячи детей и молодежь со специальными способностями, академической одаренностью, получив возможность бесплатного образования в лучших вузах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Массовая диагностика способностей и профессиональной направленности личности учащихся школ РК позволила начать профильную подготовку учащихся старшего звена общеобразовательной школы. Однако, несмотря на действующие программы и государственное внимание, высветились качественно новые социально-психологические проблемы, требующие научной разработки.

Одной из основных проблем является односторонняя направленность на определение специальных способностей, их узконаправленное развитие без учета закономерностей развития психики, целостного подхода к личности, ее творческого потенциала и единства когнитивного и эмоционального, интеллекта и аффекта. Подобная традиционная практика опасна тем, что приводит к деформации личности, нарушению ее целостности, возникновению, а в ряде случаев, усугублению эмоциональных, поведенческих, коммуникативных проблем и снижению креативности личности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Ответственность за составление и оценку эффективности программы
Некоторые учителя считают, что им должна быть предоставлена полная свобода в разработке учебных курсов, так как они лучше других представляют себе потребности учащихся. Иными словами, они разделяют идею составления программ силами самой школы. Несомненно, есть учителя, способные подготовить неплохи ...

Соотношение педагогической науки и педагогической практики в социальном пространстве
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории ...

Организация и проведение формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента является разработка методики использования информационных технологий на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в 10-11 классах необходимо изучить большой объем материала, развивать интеллектуальные способности, повысить конк ...

Категории