Физическое воспитание ребенка с рождения до трех лет

Теория образования » Физическое воспитание ребенка с рождения до трех лет

В процессе занятий физическими упражнениями происходит обучение, воспитание и развитие детей. Эти процессы неотделимы друг от друга. Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега лазанием по шесту, бросанием и ловлей набивного мяча и др.) так же, как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двигательных способностей.

В то же время для развития двигательных способностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательных действий и формирование у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в различных видах деятельности. В то же время в процессе занятий физическими упражнениями происходит формирование личности ребенка.

Физиологической основой формирования двигательных навыков является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга, так называемого динамического стереотипа. В этом закономерном процессе различают три стадии.

I

стадия

– формирования первоначального умения. Эта стадия короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением. Она характеризуется широким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мышц, наличие лишних движений, неточности их выполнения в пространстве и во времени.

II

стадия

– формирование двигательного навыка – более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На этой стадии у детей в результате повторения упражнений улучшается выполнение разучиваемых движений. Это происходит в связи с постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. Ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.

По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей – динамический стереотип.

III

стадия

– стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Движения ребенка становятся произвольными, экономными, достаточно точными благодаря развитию второй сигнальной системы. Ребенок уверенно и самостоятельно выполняет действие. Он может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.

Обучение требует умственного, физического и волевого, посильного ребенку напряжения при выполнении им двигательного задания, поэтому необходимо создавать спокойную обстановку. В благоприятных условиях внешней среды образование у детей условных рефлексов протекает естественно.

Своевременное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.

Статьи по теме:

Составление и усвоение таблиц умножения и деления
В практике довольно часто можно наблюдать, что некоторые учащиеся механически зазубривают результаты табличного умножения, а забыв их, не могут прибегнуть к известным приемам вычисления. Поэтому в процессе составления таблиц и их усвоения надо стремиться развивать у детей умение пользоваться при ум ...

Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект
Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие. Создание государственной системы образования тесно связано с именами: К.Н. Вентцеля, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и других. Исследованием специфи ...

Педагогический процесс нравственной культуры личности в социальном пространстве
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовыв ...

Категории