Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки

Страница 1

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определённому виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей есть ответы на них. Все давно определено: «Я стану врачом (учителем, инженером)»; «Наш сын (наша дочь) поступает в медицинский институт». Налицо ясность в профессиональных намерениях и беспокойство по поводу их реализации. А если неудача?

Для некоторых школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?

Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не менее специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «Кем быть?» по своему значению уступает лишь вопросу «с кем быть?» - поиску любимого, любимой.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5 лет работы по профессии.

Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнить ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальной. Психическая напряжённость, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда.

Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка, являясь частью профильного обучения, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...

Цель, задачи, методы опытно-поисковой работы
Цель – выявить эффективность педагогических условий формирования интеллектуальных умений учащихся УНПО. Задачи: Определить уровень интеллектуальных умений учащихся; Реализовать педагогические условия формирования интеллектуальных умений и описать полученные результаты. Теоретические исследования и ...

Формирование адаптивной образовательной среды
Практическая деятельность органов управления образованием и самих дошкольных учреждений сегодня изобилует разнообразными попытками создания условий для самоопределения и самореализации детей. Открываются учреждения «Начальная школа – детский сад»; центры развития ребенка; детские сады, присмотра и ...

Категории