Таким образом, становление смысла жизни способствует становлению высшего уровня рефлексии: от рефлексии на отдельный поступок через рефлексию на отдельные периоды жизни – к рефлексии на собственную жизнь и деятельность в целом.
Студенческий возраст – наиболее сенситивный для поиска и нахождения смыслов жизни. Данный период характеризуется постепенной дифференциацией «больших» и «малых» жизненных смыслов, движением от конгломератов смыслов к их иерархии и выделению главного жизненного смысла. Смысл достигается благодаря интеграции возможного и действительного, ожидаемого и реального, конкретизируется в целях жизни, а в образовании – в целях воспитания и обучения.
Смысл как педагогический феномен представляет собой актуальную ценность, выступающую из общей иерархии ценностей как доминанта именно благодаря образованию. Образование – способ вхождения человека в мир ценностей и ценностного самоопределения.
Ценностное самоопределения личности – это процесс самодетерминации субъектной активности, осознанного стремления личности студента занять определенную позицию, в котором задействованы как внешние, так и внутренние факторы, но внутренний момент самоопределения является центральным.
Ценностное самоопределение студента можно считать состоявшимся, когда им осуществлен выбор субъектно-ценностной позиции, постигнуты смыслы и способы деятельности в таких основных жизненных сферах, как сфера познания, профессиональная сфера, сфера личностного роста, сфера социально-культурных коммуникаций.
Статьи по теме:
Система управления образованием в России в конце XVIII в
В 1782 г. Екатериной II была создана Комиссия об учреждении народных училищ – первый государственный орган, объединивший в своем ведении все школьное дело в стране. Академик Ф.У.Т. Эпинус, назначенный членом комиссии, сыграл главную роль в выборе правительством направления школьной реформы и разраб ...
Достижения успеха
Вероятность достижения успеха – это состояние, когда ребенок понимает, что все зависит только от него, что только он может повлиять на ситуацию, в противоположной же позиции ребенок считает, что от него ничего не зависит, кто-то другой определяет ситуацию, но не он. Именно с этим связаны сегодня гл ...
Особенности применения соревновательного метода на уроке
физической культуры
Соревновательный метод физического воспитания при работе с детьми младшего школьного возраста наиболее приемлемо применять в форме, близкой к игровому; основное отличие здесь – обязательное наличие победителя. Главное средство здесь – командные подвижные игры с элементами спортивных игр и различные ...