Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности

Теория образования » Становление субъектности студента университета » Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности

Страница 7

В рамках разрабатываемой концепции становления субъектности студента университета наиболее актуально изучение образовательной субъектной активности студента в сфере познания, проявляющейся как умение учиться. Полностью разделяем представлением о том, что умение учиться проявляется вовсе не в добросовестном усвоении знаний, даваемых преподавателем, а «в способности преодолевать собственную ограниченность» (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), менять себя, делать себя другим. За такой способностью стоит особое отношение к себе – целостный, позитивный образ «Я – студент» и образ «Я – будущий профессионал», которые и позволяют студенту самоопределяться в жизненном мире.

Ценностные ориентации. В целях данного исследования мы обращаемся к категории «ценность», позволяющей раскрыть внутреннюю сторону университетского образования как пространства становления субъектности студентов. Ценностные ориентации – «ось сознания» (В.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов), основа становления субъектности, важнейший компонент ее структуры. В них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, это ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и, с точки зрения которой, решаются многие жизненные вопросы.

В исследовании мы опираемся на теорию ориентации личности в мире ценностей (А.В. Кирьякова), которая дает педагогическую интерпретацию закономерностей развития ценностных ориентаций личности на основе диалектического закона возвышения потребностей, и позволила рассмотреть весь цикл ориентации, обеспечивающийся цепочкой ценностных механизмов: поиск → оценка → выбор → проекция. Ценностные новообразования – образ мира, образ Я и образ будущего – это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «Я».

Таким образом, с позиций ценностно-синергетического подхода, при анализе процесса становления субъектности студентов университета были учтены не только внешние обстоятельства, но и активизация внутренних побуждений личности: мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, стремлений, притязаний и их синергетические характеристики, позволяющие рассматривать иерархию ценностных ориентаций как неравновесную, неустойчивую, самоорганизующуюся систему.

Ценностное самоопределение. В контексте исследования ценностное самоопределение личности рассматривается как педагогический феномен, представляющий собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования. Ценностное самоопределение предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем.

Успешное самоопределение характеризуется наличием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей или «ценностной насыщенностью», дающей возможность своеобразного маневра, а неуспешное – «ценностной пустотой», узким спектром или отсутствием (М.Р. Гинзбург). Ведь субъектные ценности – осознанные и принятые человеком общие смыслы самоосуществления (самореализации, самосозидания).

Принципиально значимым для изучения проблемы становления субъектности является анализ категорий «смысл» и «смысл жизни», так как смысл жизни представляет собой наиболее емкий мировоззренческий и аксиологический параметр, имеющий прямое отношение к сфере образования (Б.С. Гершунский). Любое человеческое переживание – это всегда отношение к смыслу и предмету.

Анализ феномена смысла жизни показывает, что последний представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека высоко значимой ценностью. Это особое образование, имеющее свою специфику возникновения и свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и независимость от породивших его условий, он может существенно влиять на действия и поступки человека.

Рассматриваются следующие характеристики данного феномена: субстанциальность, амбивалентность, полимотивированность, возрастной и интеграционный аспекты смысла жизни. В процессе его обретения преобразуются представления субъекта о собственной жизни как совокупности отдельных этапов в единую линию жизни. Важная характеристика смысла жизни – его адекватность, включающая два показателя: реалистичность и конструктивность. Реалистичность – это соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным объективным условиям, необходимым для его реализации; с другой – индивидуальным возможностям человека. Конструктивность – характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешности деятельности человека. Степень адекватности смысла жизни существенно обуславливает характер профессионального самоопределения: профессиональные устремления, не учитывающие своеобразия индивидуальных особенностей и возможностей человека, способствуют формированию неадекватного смысла жизни, который как бы закрепляет эти стремления, что приводит к жизненным конфликтам и негативно сказывается на процессе становления субъектности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Основные экологические представления в курсе «Окружающий мир»
Средством воспитания и образования младших школьников начальных классов в курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам и окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно ...

Обучение и воспитание детей со сложным дефектом
Повышенное внимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории. К детям со сложным дефектом от ...

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование у ребенка социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», социально-коммуникативной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на ...

Категории