Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности

Теория образования » Становление субъектности студента университета » Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности

Страница 2

Педагогическая интерпретация теории субъекта заключается в переносе акцента с анализа усвоения и передачи социального опыта на исследование ситуации порождения человеком новой реальности, имеющей значительный эвристический потенциал для описания педагогических явлений. Теория субъекта адекватно представляет и законы бытия, описывающие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека.

Человеческое бытие невозможно понимать абстрактно, то есть не будучи включенным в него. Поскольку человек сам является участником событий, включенным в социальные ситуации, то «его бытие представляет собой субъектность, объективированную в процессах, явлениях, предметах человеческого мира». Субъект живет, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включен. В связи с этим принципиальна для исследования дифференциация бытия на аутентичное и неаутентичное (З.И. Рябикина). Аутентичное бытие — это процесс переструктурирования среды в соответствии со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие — воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым по сути не является, поскольку связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и смыслами личности. Об аутентичности бытия имеет смысл говорить только тогда, когда субъект переживает и реализует себя в неразрывной связи с внешним миром, то есть, прежде всего, с другими людьми.

Исследование бытия человека исходно направлено на анализ существования субъекта в мире с позиции «Я и Другой человек». Подчеркивается, что взаимодействие людей является не только частью картины внутреннего мира субъекта, но и неотъемлемой составляющей человеческого бытия. Подлинное существование субъекта как сознательного человеческого существа обязательно предполагает выход за собственные пределы, умение отнестись к себе со стороны той реальности, которую он осознает. Иначе говоря — умение взглянуть на себя глазами других людей, с которыми субъект вступает во внешние и внутренние диалоги. Умение отождествлять себя с другим человеком позволяет войти в мир его смыслов, ценностных ориентаций. Взаимодействие субъектов-участников диалога (одновременно являющееся их взаимоизменением) всегда основано на понимании как результате коммуникации. Понимание есть подведение под ценность. Именно поэтому проблема понимания оказывается одной из центральных для педагогической интерпретации человеческого бытия. Понять человека – это, прежде всего, осознать его мотивы поведения, его нормативно-ценностные установки.

Особое значение приобретает анализ аксиологических аспектов бытия человека. В мире человека объективно истинные описания и объяснения обязательно включают в себя аксиологические факторы: соотнесенность получаемых знаний о мире не только со средствами познавательной деятельности, но с ценностно-целевыми структурами. Исследование человеческого бытия расширяет ценностно-смысловые контексты, в которых включаются традиционные проблемы человекознания: смысла жизни, ценностных ориентаций, свободы, духовности. В этом проявляется стремление выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению как непрерывному развитию субъектности, как обретению новых смыслов.

Важной для данного исследования является позиция В. Франкла, который пишет о том, что обладание ценностями облегчает человеку задачу поиска смысла его жизни. При этом обладание ценностями всегда включает в себя не только их осознание, но и учет их места в ряду других ценностей. То, что подвластно созданию и изменению человеком, - это структура ценностей, ранг конкретной из них. В этом смысле можно говорить о различных предпосылках субъектности у конкретного человека: ценности субъектности у одних людей могут преобладать в иерархии ценностей и определять особенности их поведения как субъектного.

В. Франкл подчеркивает, что у каждого индивида есть смысл в жизни, которого никто другой не может воплотить. Эти уникальные смыслы распадаются на три основные категории: (1) состоящие в том, что человек осуществляет или дает миру как свои творения; (2) состоящие в том, что он берет у мира в форме встреч и опыта; (3) состоящие в его позиции по отношению к страданию, по отношению к судьбе, которую он не может изменить. Мы полагаем, что эти категории смыслов отражают и варианты осознания и проявления человеком своей субъектности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Критика систем оценивая
Объективность всегда становилась предметов многочисленных споров и разногласий. Трудно придумать такую шкалу оценки знаний, которая бы всех удовлетворила и давала верный результат. В школах, лицеях, университетах нас постоянно оценивают, выводят какие-то итоговые цифры, которые должны показать наш ...

Интерпретация педагогического знания как объясняющее понимание
В психолого-педагогической литературе содержится достаточно сведений, указывающих на двойственный характер человеческой деятельности, что естественным образом распространяется и на деятельность, связанную с пониманием, истолкованием и интерпретацией знаний о действительности. Двойственный характер ...

Внеклассная форма организации экологического образования младших школьников
Внеклассная работа является основной формой работы по формированию экологического мировоззрения учащихся, предполагает закрепление полученных знаний на уроках, расширение кругозора детей по изучаемой проблеме, формирует основы практической деятельности. По своему содержанию, форме организации, мето ...

Категории