Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности

Теория образования » Становление субъектности студента университета » Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности

Страница 6

Выраженность субъектности обнаруживается при определенной степени соответствия активности, развиваемой студентом в данный момент, и тем видом деятельности, в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Субъектная активностью – это активность, которую человек развивает как автор своих усилий (А.К. Осницкий). Эта активность обеспечивает человеку относительную независимость как от сил природы, так и от противоречивых социальных требований. Суть субъектной активности студента заключается, на наш взгляд, в умении поставить цель, оптимально организовать процесс решения выдвинутой задачи и грамотно управлять этим процессом в соответствии с этой задачей. Проявления субъектной активности возможны в разных сферах жизнедеятельности студента: предметно-практической деятельности, познании, общении и т.д. Таким образом, обозначены следующие виды субъектной активности: академическая или образовательная, социальная, коммуникативная.Субъектная активность определяет следующие характеристики личности студента в реальном образовательном пространстве университета: степень овладения целостными способами деятельности; использование объективных и субъективных средств реализации деятельности; интегрирование внешних и внутренних условий деятельности; осуществление контроля по ходу деятельности, рефлексия; процессуальную регуляцию деятельности.В структуре субъектной активности, следуя позиции Л.Н. Павловой, мы выделили шесть компонентов, взаимно дополняющих друг друга и обеспечивающих положительный результат образовательной деятельности в целом: учебная активность, организационная активность, интенциальная активность, поисково-творческая активность, самоаналитическая активность и эмоционально-ценностная активность.

Из общего набора предлагаемых обществом ценностей человек выбирает свои ценности. «Ценности – это не то, за что платим, а то, ради чего живем» (С.Л. Рубинштейн). Только в ходе авторского, субъектного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим порой нелегким выбором – эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для Я» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Смысл жизни – это своеобразное чувство своей субъектности, возможности творчества жизни, это – не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью (К.А. Абульханова, Д.А. Леонтьев).

Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это – поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека. Именно он впервые выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека - смыслообразующую активность.

Проблеме смыслообразующей активности посвящено достаточно много теоретических исследований (В. Франкл, Г. Олпорт, Е.В. Бондаревская, Г.А. Вайзер, В.Г. Немировский, Н.Н. Трубников, В.Э. Чудновский,). Смыслообразующая активность – личностная интерпретация человеком способа жизни, включающая представление о месте в обществе, о своей состоятельности, как жизненной «приземленности» или, наоборот, идеалистичности. Такая личностная интерпретация и есть основа сознания, а сущность ее выражается «семантическим интегралом» - уникальной системой притязаний, саморегуляции и удовлетворенности. Смыслообразование есть «личностная тенденция к индивидуализации, ее способность к интерпретации жизни, которая, однако, представляет не столько деятельностную и даже не столько теоретически сознательную, сколько ее экзистенциальную способность». Способность, переживая жизнь, оценивать ее события, выдвигая что-то на первый план или отодвигая что-то на последний план. Проведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что смыслообразующая активность – это состояние готовности к поиску смыслов, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает её, обеспечивая личностную интерпретацию человеком своей позиции относительно формирования линии жизни, своего места в обществе и способа жизни. Таким образом, смылообразующая активность является аналогом опыта субъектной активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования
В марте 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 были введены в действие Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детск ...

Организация общения в условиях высшей школы. Модели общения преподавателя высшей школы
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение – специфи ...

Мышление, его виды и характеристики
Изучение мышления относится к числу самых трудных и мало разработанных проблем психологии. Что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни интересовало человечество с давних пор . Психологические исследования мышления позволяют определить его, как высший познавательный процесс, характ ...

Категории