Функции «Другого» в отношении «Я» в диссертации связаны с определением и усилением субъектных характеристик человека. Мы, вслед за А.У. Хараш, рассматриваем три разновидности отношения «Я – Другой», которые существенно различаются своими возможностями в становлении субъектности. В первом случае другой представлен в абстрактной типизированной форме для того, чтобы «оттенить рельефность Я», т.е. другой существует в своих объектных свойствах и берется как фоновая характеристика. Второй случай предполагает, что другой представлен в конкретных и реальных формах, но существенно зависимых от «Я». Другой существует лишь в той мере, в какой он включен в поле ценностей и смыслов «Я». Это некоторая идеальная форма, например, «значимого Другого». Здесь мы имеем дело с другой крайностью, когда происходит поглощение «Я» «Другим». «Другой» фатальным образом преобразует «Я», не оставляя места для самоизменения «Я» как такового. Третий случай определяется как диалектическое единство другого реального и (или) идеального, действительного и (или) воображаемого. Здесь не происходит поглощение «Другим» «Меня» и «Я» не захватывает «Другого». Функция «Другого» в данном случае состоит в подтверждении реальности существования «Я». Поскольку направлений развития «Я» бесконечное множество, то для подтверждения бытийности различных многообразных сторон «Я» необходим широкий круг референтов, где «значимыми Другими» выступает не какой-то один человек, а множество людей Примечательно, что параметры и структуру этого референтного круга задает сам человек, т.е. он сам конструирует пространство людей внутри себя по своим законам, определенными собственными ценностями и смыслами.
Создание референтного круга, нескольких «значимых Других» означает начало изменений. Наполненность референтного круга обеспечивает множество направлений саморазвития и самореализации человека. Наряду с этим, множество внутренних собеседников позволяет «сравнивать» различные позиции и выбирать наиболее ценные из них для конкретного человека.
Значение «Другого» в развитии человека зафиксировано в принципе «зоны ближайшего развития», введенным Л.С. Выготским. В студенческом возрасте «Другой» также задает возможность изменений через организацию ценностно-смыслового взаимодействия. «Другой» непосредственно или опосредованно выступает участником этого процесса с уникальным опытом ценностного отношения к происходящему. Возможность изменений человека определяется качеством или уровнем развития субъектности «Другого».
Динамика субъектности во времени связана с установлением меры соотношения полюсов «Я» – «Другой». Фиксация на полюсе «Другой» означает потерю себя, отрицание субъекта в себе. Фиксация исключительно на полюсе «Я» приводит к отрицанию субъектности в Другом и, в конечном счете, в самом себе, поскольку подобный вариант приводит к «замыканию на себе», и процесс становления субъектности оказывается не состоявшимся.
Кроме того, временной аспект проблемы становления субъектности невозможно представить вне анализа соотношений представлений субъекта о его настоящем, прошлом и будущем. Время и его производная – возраст – представляют собой две фундаментальные характеристики человеческого бытия, а, следовательно, и субъектности. В ряде философских работ содержится идея о том, что время определяет специфику субъектности, задает проблему смысла (Т.А. Алексина, О.Н. Ежов). Личное переживание времени связано с уникальностью существования человека, с его духовностью и нравственностью. В современном человекознании подчеркивается, что стратегия жизни и судьба во многом зависят от временной установки субъекта, необратимость жизни требует особого отношения к времени жизни, особенно к настоящему.
При анализе временного аспекта проблемы становления субъектности необходимо отметить важный для нашего исследования момент, заключающийся в том, что пространственно-временная модель процесса ориентации личности в мире ценностей, предложенная А.В. Кирьяковой, позволяет увидеть обращенность фазы присвоения ценностей в прошлое и будущее. Фаза преобразования личности под действием приобретенных ценностных ориентаций развернута в настоящем, а фаза прогноза принадлежит будущему. В целом же процесс становления субъектности вбирает в себя всю транспективу развития человека, при этом ценности выступают его ведущим фактором.
Статьи по теме:
Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории и
практики
Отход от ориентации на «среднего» ученика и повышенный интерес к одаренным детям характерен для всей современной мировой образовательной системы. В развитых странах одаренные дети рассматриваются как основной стратегический потенциал общества и фактор безопасности государства. На рубеже веков пробл ...
Психолого-педагогическая характеристика юношеского
возраста
Границы юношеского периода (старшего подросткового возраста) четко не определены. Имеется неоднозначность толкования как нижних, так и верхних пределов. Нередко период юности продлевается до 25 лет, что соответствует в периодизации взрослости переходному периоду от юности к ранней взрослости (20–25 ...
Особенности музыкального развития младших школьников
Предпосылкой музыкального развития является нормальное развитие как слухового, так и речедвигательного и вокально-двигательного анализаторов, К школьному, 7-летнему возрасту анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора могут считаться в достаточной мере сформированными дл ...