Субъектный опыт

Страница 2

Предпосылкой становления субъектности является способность личности вырабатывать и изменять отношение к себе, переоценивать и видоизменять свой опыт, что делает необходимым рассмотрение феномена образа Я и образа «Я – будущий профессионал» как основы становления субъектности студентов университета.

Генезис взглядов, анализ теоретических позиций зарубежных и отечественных ученых убеждают нас, что образ «Я» – многоканальная подсистема, являющаяся единым многомерным и многоуровневым динамическим саморегулирующим комплексом, который за счет возможности воссоздания непрерывного мысленного контакта с реальностью (мира и себя) обеспечивает адекватное отражение и регулирование, в которых каждый элемент выполняет специфическую функцию.

Исследование подтвердило, что личностная подготовка специалиста состоит в том, чтобы помочь студенту создать целостный образ «Я» и, в том числе, образ «Я – будущий профессионал», отражающие возвышение потребностей студента к личностным и профессиональным ценностям как основу становления его субъектности.

В исследовании раскрыты следующие функции образа «Я – будущий профессионал»: информационная, когнитивная, коммуникативная, креативная; доказано, что развитие позитивного, дифференцированного образа «Я – будущий профессионал» будет более эффективным, если создана ситуация востребованности творческих сил студента, пробуждающая потребность в самосозидании, самоактуализации. Самоактуализация понимается как самодетерминация деятельности и её индетерминированность внешними обстоятельствами. Самоактуализация, образ «Я», субъектность – понятия взаимодополняемые, но не тождественные. В исследовании процессы самоактуализации, становления образа «Я» и субъектности рассматриваются как взаимопроникающие.

Теоретико-экспериментальное исследование становления субъектности, направленное на поиск новых возможностей инициирования и управления данным процессом, отразилось в определении совокупности следующих принципов: аксиологичности, открытости, диалогичности, необходимого разнообразия, регулируемой эволюционности, корпоративности, событийности, временной транспективности.

Прогнозирование становления субъектности студента университета осуществлялось на основе раскрытия принципов построения и проведения опытно-поисковой и опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление закономерностей становления субъектности. Выбор диагностического комплекса обоснован направленностью исследования на изучение не отдельных характеристик личности, а на глубинные личностные проявления, в частности, глобальный образ “Я” личности.

Диагностический комплекс исследования субъектности студента университета составили:

- проективные методы: метод свободных самоописаний, методика неоконченных предложений, методики выявления когнитивных стилей;

- адаптированные в целях данного исследования хорошо известные в педагогической науке методики изучения ценностных ориентаций, самоактуализационный теста - CAT (в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроз и М.В. Латинской), тесты смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, Р. Кеттелла, опросник К. Роджерса «Чувства. Реакции. Убеждения» (FRBS), методика диагностики личностно-развивающего потенциала С.Л. Братченко;

- опросники: терминальных ценностей И.Г. Сенина, по изучению индивидуального стиля деятельности, самоотношения В.В. Столина; по диагностике субъектности;

- беседы, анкеты, интервью по специально разработанным схемам для выявления психолого-педагогических особенностей развития субъектности студентов;

- включенное наблюдение реального поведения, взаимоотношений и взаимодействий.

Отличительной особенностью субъекта является его способность самому конструировать личностные изменения. Несмотря на то, что результаты изменения внутреннего мира не всегда отчетливы и очевидны, именно здесь разворачиваются многочисленные эксперименты и самоэксперименты, с помощью которых происходит познание, преобразование себя и внешнее проявление которых можно фиксировать, что дает возможность диагностировать динамику проявления субъектности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Разработка электронного образовательного ресурса
имя прилагательное образовательный ресурс Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка педагогических условий формирования понятия «имя прилагательное» у учеников 3-их классов и опыта организации деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов. На формирующем этапе иссл ...

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников
В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание». В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитан ...

Сравнительный анализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения
В работах Дьюи содержится критика традиционной школы, которая связывается с именем Гербарта, который переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А.Коменского и создал новую научную систему педагогики. Дьюи считал, что традиционная система обучения пренебрегает ребенком, особенностями его ра ...

Категории