Субъектный опыт. В исследовании субъектный опыт определяется как опыт, позволяющий студенту обретать возможность ставить себе задачи, выбирая из числа задач, предлагаемых ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения. Субъектный опыт есть актуализированный опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира и себя, в общении, в различных видах деятельности. Становление субъектности предполагает нарастание потенциала активности студента, его неповторимости, уникальности, жизненной компетентности.
Проведенный теоретический анализ позволил определить следующие характеристики субъектного опыта:
- мировоззренческая ориентация субъекта, индивидуально интерпретированное познание мира, личностное знание (А.Н. Леонтьев);
- личностно-смысловая, эмоционально окрашенная пристрастность, избирательность в познании; авторская позиция как отношение к усвоению материала (Е.Ю. Артемьева);
- превращение приобретаемого, «чужого» знания, знания для всех в знание собственное - субъектное (А.К. Осницкий);
- фиксация значимых для человека ценностей, существование определенной иерархии предпочтений, о которых он способен отдать себе отчет в плане «что ему самому нужно и что он хочет» (И.С. Якиманская);
- опыт коммуникации, общения, обмена ценностями со «значимым Другим» (М.С. Каган);
- субъектный опыт накапливается и обогащается во времени.
Развитие личности студента в образовательном процессе университета идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение его субъектного опыта и связанных с ним личностных смыслах от утилитарно-прагматических (житейских), императивных до ценностных. Задачей преподавателя, в контексте становления субъектности студента, является актуализация субъектного опыта последнего, создание условий для согласования его с общественным опытом. Студент в этой ситуации перестраивает прежние представления, генерирует новые знания, выходя за рамки прежнего субъектного опыта и, тем самым, расширяет границы самоизменений.
Критериями и показателями проявления личностью студента субъектного опыта в образовании выступают: когнитивный (знания о мире, себе, цели и смысле жизни, перспективах личностного и профессионального роста; понимание своего места и роли в мире); деятельностный (совокупность умений целеполагания, планирования, построения жизненной перспективы, разработки и реализации проектов; коммуникативная компетентность); аксиологический (ценностные ориентации, самоактуализация, саморазвитие личности; определение жизненных приоритетов).
В качестве основных процессуальных характеристик становления субъектности в исследовании рассмотрены: инициативность, самостоятельность, целенаправленность, ответственность в выборе, принятии и реализации решения, креативность, конструктивность, способность и готовность к сотрудничеству.
Проведенный теоретический анализ структурных компонентов субъектности позволил обозначить понятие «диапазон субъектности студента университета», под которым понимается объективно предоставляемая образовательным пространством университета возможность проявления студентом образа «Я» в каждом из аспектов деятельности: мотивационном, целевом, операциональном и ценностном. Если на операциональном уровне диапазон субъектности определяется свободой выбора конкретных средств и способов выполнения деятельности, то на уровне целевом, мотивационном и ценностном это, прежде всего, объективно предоставляемая возможность решения студентом, наряду со стандартными образовательными, своих собственных, дополнительных задач, достижения личных, не всегда совпадающих с учебными, целей деятельности. Чем меньше диапазон субъектности, тем выше вероятность утраты стимула проявления собственного «Я» студентом университета.
Данное понятие позволяет рассматривать образовательное пространство университета как контекст становления субъектности студента, а образовательную деятельность как многоплановую, «преобразующею деятельность» (В.В. Давыдов), деятельность по изменению и самоизменению, направленную на присвоение и обмен знаниями и ценностями современного мира, созидание образов себя и мира. За время обучения студента в университете происходят изменения и преобразования его личности, увеличивается и проявляется потенциал субъектности. Это позволяет преодолеть чисто инструментальный, прагматический подход к использованию знаний и понимать образование личности как становление ее субъектности.
Статьи по теме:
Анализ психолого-педагогической литературы
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова. Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами: - и как избирательная н ...
Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм
1. Процесс выработки принципиально новых педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований, обречён на неудачу. Он никогда не сможет вывести конструкторскую мысль на новую технологическую орбиту. Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно непременно ...
Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных
качеств воспитателя
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: — обращайтесь по имени; — занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле .); Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельн ...