Субъектный опыт

Страница 4

Рассматриваемый тип характеризуется выбором ценностей познания и творчества в ущерб многим ценностям самоактуализации. Мы соглашаемся с мнением о том, что это не свидетельствует о экзистенциальной дисгармонии, скорее – о выборе иного варианта жизни и проявления субъектности. В.Н. Дружинин подчеркивает, что вариант «жизнь как творчество» значительно отличается от самоактуализации, которая более относится к варианту «жизнь как целедостижение». Если первый вариант связан в первую очередь с выбором ценностей внутренних, то «самоактуализирующаяся личность направлена только вовне, и актуализация для нее важнее внутреннего созидания». Внутреннее созидание (самосозидание), на наш взгляд, инициирует становление субъектности, так как позволяет человеку поставить максимальную задачу – прожить свою собственную жизнь, а не навязанную или предписанную кем-то извне. Субъектность может быть определена как целедостижение в творчестве собственной жизни, поэтому данный вектор ценностной направленности мы обозначили как «потенциальная субъектность».

Очевидной задачей констатирующего диагностического исследования было определение возрастной динамики указанных ценностных профилей личности студентов. К выпускным курсам увеличивается число студентов с выраженным уходом от субъектности (первый профиль) и несколько сокращается направленность на ценности самоактуализации активной жизни во всех ее сферах (второй профиль). Третий профиль, характеризующийся потенциальной субъектностью и связанный с ценностями познания и творчества, по количеству представителей на разных курсах более стабилен.

К сожалению, такая картина свидетельствует об очевидном снижении интенсивности и качества смыслообразующей активности, традиционно считавшейся важнейшей для данного возраста. Частично это можно объяснить следующим образом: поступив в университет, типичный студент зачастую «успокаивается», откладывает решение проблем личностного и профессионального роста, оказываясь в ситуации субъектного вакуума. Результаты исследования соотносятся с наблюдениями К.А. Абульхановой, констатирующими исчезновение у многих людей подлинной идентичности с самим собой и ценности самовыражения.

В диссертации представлены результаты диагностического исследования смысложизненных ориентаций студентов, мотивов выбора профессиональной специализации, характеристики представлений студентов о целях и ценностях университетского образования, о наполненности референтного круга «значимого Другого».

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют подтверждать высокую вероятность эффективного становления субъектности студента в образовательном пространстве университета.

В исследовании представлена типология субъектности студентов, определенная на основе комплекса следующих показателей: мотивация достижения, самоконтроль, рефлексия, смыслообразующая активность, ценностные ориентации, представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Типология субъектности студентов

Типы субъектности

Констатирующий этап

Формирующий этап

Креативно-ценностный (высокий)

Характеризуется осознанностью, рефлексивностью, проективностью самосознания, в том числе и профессионального. Высокий уровень принятия себя, мотивации достижений, самоконтроля. Ярко выражено стремление участвовать в познавательной деятельности эвристического уровня. Высокий уровень смыслообразующей активности. Знания характеризуются системно-ценностным уровнем (богатый ценностный тезаурус, системное видение проблем и закономерностей теории и практики). Прогнозирование успешности профессиональной деятельности.

5 %

21%

Функционально- конструктивный (средний)

Средний уровень учебных достижений, развития профессиональных знаний, умений, навыков фрагментарно. Мотивация достижений недостаточно высока, но эти студенты обладают множеством способностей, реализация которых позволяет достигнуть успеха, как в личностном, так и в профессиональном становлении. Нуждаются в постоянной актуализации их субъектной позиции. Студенты ориентированы на практическую деятельность, отмечаются ярко выраженные определенные рассогласования между целями, планами и результатами. Наличие потребности в самоорганизации в творческой деятельности, целеполагание и планирование этой деятельности, сформированность умения вносить коррективы в первоначальную норму, уточняя ее с учетом ситуации и личностных установок. Прогноз успешного личностного и профессионального развития, хотя не исключены определенные трудности, связанные с самореализацией. Успешное прохождение самостоятельной практики

58 %

67 %

Ситуативно-репродуктивный (низкий)

Низкий уровень принятия себя. Слабо выражена мотивация достижений. Неумение выстраивать перспективу деятельности. Стремление отсрочить выбор. Иллюзорность, нереальность жизненных планов. Отсутствие четких ценностных ориентиров. Поступки характеризуются ситуативностью, одномоментностью. У них высокая тревожность, низкий уровень самоконтроля эмоций в поведении. Они независимы, у них отсутствуют определённые цели, которые стоило бы отстаивать, саморегуляция отличается малой адекватностью, гибкостью и осознанностью, несформированностью умения программировать собственные действия. То есть смыслообразующая (субъектная) активность у них хаотична, ситуативна, малоосознаваема. Низкие учебные достижения. Уровень знаний – репродуктивно-нейтральный (поверхностная информированность, затрудненная ориентация и неполное осознание ведущих закономерностей науки). Затрудненная адаптация к профессиональной деятельности, возможен уход из сферы выбранной учебной специальности.

38 %

23 %

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Формы организаций детей дошкольного возраста
К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми ...

Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как ...

Уполномоченный по правам ребенка и его деятельность в отношении детей в кризисной ситуации
В сентябре 1999 г. Комитетом ООН по правам ребенка рассмотрен периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 – 1997 гг. В заключительных замечаниях Комитета на доклад особое внимание было уделено вопросам соблюдения прав детей и механизмам обеспечения неза ...

Категории