Реализация концепции становления субъектности студентов университета позволил выявить ценностно-синергетические закономерности становления субъектности и доказать, что образовательное пространство университета действительно является фактором становления субъектности студента при выполнении следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлекивность. В качестве критерия успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция.
Исследование подтвердило, что университетское образование раскрывает свою целостность через взаимосвязь пространства-времени и содержания, оно континуально, и способом представления этого континуума образования выступает актуализированная в настоящем времени по средствам субъектно-ориентированных ситуаций деятельность студента.
Субъектно-ориентированные ситуации – это специально проектируемые педагогические ситуации, проявляющие и усиливающие субъектный потенциал личности студента, востребующие его субъектный опыт. Посредством данных ситуаций задается диапазон проявления субъектности. Основными признаками, характеризующими субъектно-ориентированные ситуации в образовательном процессе университета, являются: естественность возникновения, отсутствие явного принуждения к участию в них; наличие психолого-педагогических условий, побуждающих к субъектной деятельности. Средством включения студентов в соответствующие ситуации являются различные виды работ и учебных заданий. Субъектно-ориентированные ситуации призваны запускать механизмы становления субъектности студентов. В исследовании доказано, что данные ситуации одновременно выполняют и субъектно-развивающую, и экспериментально-диагностическую функции.
В исследовательских целях субъектно-ориентированные ситуации условно классифицированы на: проблемно-ориентированные, рефлексивно-ориентированные, креативно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора и самоорганизации.
Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:
- субъектно-ориентированные ситуации содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создаёт «точки роста» как точки бифуркации, как возможное рождение ориентации на деятельность студента по самосозиданию;
- ситуации допускают разный уровень субъектной включённости студента, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в её внутреннее пространство;
- ситуации предполагают приобретение студентами ценностного осмысленного опыта и навыков саморегуляции;
- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента;
- ситуации составляют основу применения креативно-ценностных технологий университетского образования.
Содержательный анализ данных ситуаций возможен только в соотношении с анализом педагогических условий становления субъектности студентов университета. В качестве таких условий в исследовании определяются: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.
Субъектная позиция студента является выражением его образовательной активности в условиях университетского образования. В этих условиях образование выступает ценностью культуры – результатом культурной деятельности человечества, а студент является оценивающим этот феномен субъектом — помещающим образование в собственную систему ценностей.
Применение ценностно-синергетической концепции к развитию субъектной позиции студента позволило определить ее как аксиологическую позицию личностной и профессиональной самоорганизации (саморазвития), определяющую возможность выхода личности за пределы нормативной заданности.
Субъектная позиция как сложная целостная система включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный, рефлексивный.
Развитие субъектной позиции студента предполагает расширение спектра его ценностного отношения к образовательной деятельности. Деятельность студента в образовательном процессе (образовательная деятельность) – представляет процесс решения системы чередующихся и возникающих в образовательном процессе задач, который направлен на осмысление феномена образования во всем многообразии его сторон; на развитие личностно-ценностного к нему отношения; проектирование и реализацию разнообразных способов решения образовательных задач.
Статьи по теме:
Порядок сдачи зачетов и экзаменов
Порядок сдачи экзаменов и зачетов определен Уставом ЮФУ. Групповая сдача экзаменов и зачетов происходит в период зимней и летней экзаменационных сессий в установленные факультетом сроки по заранее составленному расписанию. Расписание должно быть вывешено на доске объявлений. Студенты обязаны выполн ...
Виды занятий
Стандартам, предписаниям, программам, учебникам: помогает учителю свободно влиять на весь коллектив; групповая - позволяет ребятам освободиться от субъективности в восприятии того или иного вопроса, эта может иметь несколько вариантов: парная - ребята с равными учебными возможностями, бригадная - д ...
Индивидуализация в обучении математике младших школьников
Индивидуализацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенности класса, возраста учащихся. В организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся, учителю помогают различные наборы карточек. Это могут быть ...