Субъектный опыт

Страница 5

Реализация концепции становления субъектности студентов университета позволил выявить ценностно-синергетические закономерности становления субъектности и доказать, что образовательное пространство университета действительно является фактором становления субъектности студента при выполнении следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлекивность. В качестве критерия успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция.

Исследование подтвердило, что университетское образование раскрывает свою целостность через взаимосвязь пространства-времени и содержания, оно континуально, и способом представления этого континуума образования выступает актуализированная в настоящем времени по средствам субъектно-ориентированных ситуаций деятельность студента.

Субъектно-ориентированные ситуации – это специально проектируемые педагогические ситуации, проявляющие и усиливающие субъектный потенциал личности студента, востребующие его субъектный опыт. Посредством данных ситуаций задается диапазон проявления субъектности. Основными признаками, характеризующими субъектно-ориентированные ситуации в образовательном процессе университета, являются: естественность возникновения, отсутствие явного принуждения к участию в них; наличие психолого-педагогических условий, побуждающих к субъектной деятельности. Средством включения студентов в соответствующие ситуации являются различные виды работ и учебных заданий. Субъектно-ориентированные ситуации призваны запускать механизмы становления субъектности студентов. В исследовании доказано, что данные ситуации одновременно выполняют и субъектно-развивающую, и экспериментально-диагностическую функции.

В исследовательских целях субъектно-ориентированные ситуации условно классифицированы на: проблемно-ориентированные, рефлексивно-ориентированные, креативно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора и самоорганизации.

Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:

- субъектно-ориентированные ситуации содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создаёт «точки роста» как точки бифуркации, как возможное рождение ориентации на деятельность студента по самосозиданию;

- ситуации допускают разный уровень субъектной включённости студента, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в её внутреннее пространство;

- ситуации предполагают приобретение студентами ценностного осмысленного опыта и навыков саморегуляции;

- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента;

- ситуации составляют основу применения креативно-ценностных технологий университетского образования.

Содержательный анализ данных ситуаций возможен только в соотношении с анализом педагогических условий становления субъектности студентов университета. В качестве таких условий в исследовании определяются: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.

Субъектная позиция студента является выражением его образовательной активности в условиях университетского образования. В этих условиях образование выступает ценностью культуры – результатом культурной деятельности человечества, а студент является оценивающим этот феномен субъектом — помещающим образование в собственную систему ценностей.

Применение ценностно-синергетической концепции к развитию субъектной позиции студента позволило определить ее как аксиологическую позицию личностной и профессиональной самоорганизации (саморазвития), определяющую возможность выхода личности за пределы нормативной заданности.

Субъектная позиция как сложная целостная система включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный, рефлексивный.

Развитие субъектной позиции студента предполагает расширение спектра его ценностного отношения к образовательной деятельности. Деятельность студента в образовательном процессе (образовательная деятельность) – представляет процесс решения системы чередующихся и возникающих в образовательном процессе задач, который направлен на осмысление феномена образования во всем многообразии его сторон; на развитие личностно-ценностного к нему отношения; проектирование и реализацию разнообразных способов решения образовательных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Понятие, основные причины и формы ДЦП
Термин детский церебральный паралич впервые был введен Зигмундом Фрейдом в 1893 г. Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двига ...

Ораторами не рождаются
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Поскольку, родителям так или иначе приходится быть основными учителями для своего ребенка, важно ...

Практическое задание: занимательный материал к артикуляционным упражнениям
Сказка о Весёлом Язычке Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик: В домике этом красные двери, Рядом с дверями белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются(рот закрыт, открыт). Непоседливый Язы ...

Категории