Методологические основы использования игровых приемов в овладении иностранным языком

Страница 1

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.

По определению М. Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

· Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· Коммуникативную (освоение диалектики общения);

· Диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

· Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

· Самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);

· Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

· Социализации (включение в систему общественных отношений).

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1. В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2. Как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода;

3. В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля и упражнения);

4. Возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а так же умение принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. Но значение игры не возможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности
Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых способностей педагога. Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обознач ...

Особенности урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психическ ...

Формирование компетентностей как ключевая задача современной школы
Второй подход охарактеризован в работах крупного отечественного философа образования Б.С. Гершунского, выдвинувшего на первый план необходимость целенаправленного поиска инвариантных общих идей, которые могли бы обеспечить интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином ...

Категории