Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.
По определению М. Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
· Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
· Коммуникативную (освоение диалектики общения);
· Диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
· Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
· Самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
· Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
· Социализации (включение в систему общественных отношений).
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1. В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
2. Как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода;
3. В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля и упражнения);
4. Возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.
Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а так же умение принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. Но значение игры не возможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.
Статьи по теме:
Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного
возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и ра ...
Социальное творчество как основа раскрытия потенциала
личности
Творчество в широком смысле можно рассматривать как любую инновационную деятельность. Это самый ценный и для человека, и для общества вид досуга. Творчество подразумевает не потребление, а создание материальных и духовных ценностей. В творчестве как деятельности, главное – сам человек, его мотивы, ...
Исследование уровня развития устной речи глухих детей младшего дошкольного
возраста
Исследование устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста осуществлялось в рамках констатирующей части педагогического эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития устной речи у глухих детей. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: - под ...