Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность

Теория образования » Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность

Страница 1

Сегодня перед Республикой Беларусь стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает: беречь цветок под ногами, беречь воду и воздух, беречь свой дом и город. Дать понять, что бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентаций ребёнка, начал его экономической социализации. Возникает противоречие: с одной стороны потребность в воспитании личности, ориентированной на сбережение энергоресурсов, с другой стороны – недостаточная разработанность процесса воспитания экономии и бережливости в условиях учреждений дошкольного образования.

В связи с этим появилась необходимость разработки системы работы по формированию понятий экономии и бережливости у дошкольников в игровой деятельности.

Цель своей деятельности в этом направлении автор видит в формировании у детей таких нравственных качеств как экономность и бережливость, которая выражается в следующем:

получение дошкольниками объективной, соответствующей их возрасту информации о энергоресурсах и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного их использования;

в отражение во всех видах деятельности детей умения быть бережливыми и экономными.

Для обеспечения результативности работы с дошкольниками в данном направлении автором были выделены этапы образовательного процесса с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей. Каждый из этапов имеет свои задачи.

Первый этап – подготовительный, общеразвивающий (средняя группа).

Задачи этапа: формировать доступные возрасту представления о природных ресурсах (вода, электроэнергия), их роли в жизни людей; способствовать освоение правил пользования водой, электроэнергией; стимулировать желание быть бережливым.

Второй этап – основной (старшая группа)

Задачи этапа: расширять круг информированности и образованности дошкольников по вопросам экономии и бережливости энергоресурсов; привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне.

Третий этап – итоговый (старшая группа)

Задачи этапа: воспитывать у дошкольников навыки потребности разумной экономии и бережливости, рационального использования энергетических и материальных ресурсов; закреплять навыки экономии и бережливости в повседневной жизни детей; содействовать формированию убеждения в важности личного вклада в энергосбережение.

Работа по формированию данного опыта продолжалась на протяжении 5 лет в определённой последовательности: изучение литературы по проблеме и разработка системы деятельности по формированию понятий «экономия» и «бережливость» у дошкольников, отбор игр, составление конспектов занятий (1 год), поэтапное внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику (3 года), анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта (1 год). После получения данных о результативности опыта его идеи обобщены и предъявлены педагогическому коллективу, система работы автора воспроизводится не только автором, но и другими воспитателями учреждения дошкольного образования.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта состоит в том, что автор полагает, что игровая деятельность является эффективным средством формирования у детей умения быть экономным и бережливым. Для реализации этой идеи автор выстроил систему работы, которая способна обеспечить достижение поставленной цели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Практическое задание: занимательный материал к артикуляционным упражнениям
Сказка о Весёлом Язычке Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик: В домике этом красные двери, Рядом с дверями белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются(рот закрыт, открыт). Непоседливый Язы ...

Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...

Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г. Василькова): 1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одн ...

Категории