Описание сущности опыта. Данная система опирается на методические разработки Л.Б. Климкович, С.Д. Галкиной, Е.Н. Табих, которые рассматривали разные виды игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста основ бережливости и экономии. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации, проигрывая которые, дети не только осознают значение вышеописанных понятий, но и закрепляют привычки быть экономными и бережливыми. Методическую основу опыта составили работы, раскрывающие возможности использования игр в учреждениях дошкольного образования (Е.И. Удальцова).
Система работы по формированию экономических понятий и представлений базировалась на основе требований программы дошкольного образования «Пралеска».
Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому содержание системы работы реализуется в игровой форме через различные виды деятельности. Таким образом, вся деятельность, ориентированная на формирование у дошкольников понятий экономии и бережливости имеет определённую структуру последовательности в организации образовательного процесса по реализации педагогического опыта, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель педагогического опыта
Для каждого из трех этапов образовательного процесса (подготовительный, основной, итоговый) в соответствии с поставленными задачами автором определены содержание образования и конечный результат.
Таблица 1 – Система работы по формированию экономических понятий и представлений у дошкольников через игровую деятельность
Этап |
Планируемый результат |
Содержание деятельности |
Подготовительный (средняя группа) |
дети имеют представления об энергоресурсах и необходимости их беречь; понимают, от чего зависит бережливость; |
Анализ проблемных ситуаций, проведение познавательных бесед, игр (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые), занятий, рассматривание иллюстраций |
Основной (старшая группа) |
понимают необходимость бережного и экономного отношения к энергоресурсам; сформирована привычка привычку беречь природные богатства: воду, тепло, электроэнергию. |
Проведение бесед, анализ проблемных ситуаций, знакомство с дидактическими играми. Создание обогащённой развивающей среды в группах |
Итоговый (старшая группа) |
Дети проявляют разумную экономию и бережливость в повседневной жизни |
Закрепление знаний велось на занятиях с включением дидактических игр, при чтении художественной литературы, беседах, в познавательно-практической деятельности |
На первом этапе работы с дошкольниками автором с детьми был проведен ряд бесед направленный на формирование понимания того, почему необходимо бережно относится к природным ресурсам. Детей познакомили с тем, что Планета Земля - наш общий дом, с условиями сохранения жизни на планете, значимости и возможности действий каждого человека для сохранения планеты. С этой целью были организованы познавательные беседы: «Капелька воды», «Дары природы», «Наши потребности и возможности», «Береги электроэнергию», «Истории Энергоши», «Расскажи о пользе воды», «Откуда к нам пришла вода», «Волшебница вода», и др. Особое внимание было уделено анализу игровых проблемных ситуаций, позволяющих дать самые первые представления о бережливости и экономии, проведение игр («Расскажи пословицу», «Добрые дела», «Азбука бережливых»). Закреплял знание этих понятий через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и заучивание пословиц и поговорок. Так же на данном этапе работы автор в практических видах деятельности учил детей быть бережливыми и экономными.
Статьи по теме:
Смысл действия умножения
Действие умножения рассматривается как суммирование одинаковых слагаемых. А также умножение – это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во ...
Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса
. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенно ...
Требования к оформлению пояснительной записки
Общие требования Страницы пояснительной записки должны соответствовать формату А4 (210х297 мм) по ГОСТ 9327 – 60. Допускается представлять иллюстрации, таблицы, распечатки с ЭВМ на листах формата А3 (297х420 мм). Текст пояснительной записки следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: лев ...