Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность

Теория образования » Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность

Страница 2

Описание сущности опыта. Данная система опирается на методические разработки Л.Б. Климкович, С.Д. Галкиной, Е.Н. Табих, которые рассматривали разные виды игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста основ бережливости и экономии. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации, проигрывая которые, дети не только осознают значение вышеописанных понятий, но и закрепляют привычки быть экономными и бережливыми. Методическую основу опыта составили работы, раскрывающие возможности использования игр в учреждениях дошкольного образования (Е.И. Удальцова).

Система работы по формированию экономических понятий и представлений базировалась на основе требований программы дошкольного образования «Пралеска».

Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому содержание системы работы реализуется в игровой форме через различные виды деятельности. Таким образом, вся деятельность, ориентированная на формирование у дошкольников понятий экономии и бережливости имеет определённую структуру последовательности в организации образовательного процесса по реализации педагогического опыта, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Модель педагогического опыта

Для каждого из трех этапов образовательного процесса (подготовительный, основной, итоговый) в соответствии с поставленными задачами автором определены содержание образования и конечный результат.

Таблица 1 – Система работы по формированию экономических понятий и представлений у дошкольников через игровую деятельность

Этап

Планируемый результат

Содержание деятельности

Подготовительный

(средняя группа)

дети имеют представления об энергоресурсах и необходимости их беречь; понимают, от чего зависит бережливость;

Анализ проблемных ситуаций, проведение познавательных бесед, игр (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые), занятий, рассматривание иллюстраций

Основной (старшая группа)

понимают необходимость бережного и экономного отношения к энергоресурсам; сформирована привычка привычку беречь природные богатства: воду, тепло, электроэнергию.

Проведение бесед, анализ проблемных ситуаций, знакомство с дидактическими играми. Создание обогащённой развивающей среды в группах

Итоговый (старшая группа)

Дети проявляют разумную экономию и бережливость в повседневной жизни

Закрепление знаний велось на занятиях с включением дидактических игр, при чтении художественной литературы, беседах, в познавательно-практической деятельности

На первом этапе работы с дошкольниками автором с детьми был проведен ряд бесед направленный на формирование понимания того, почему необходимо бережно относится к природным ресурсам. Детей познакомили с тем, что Планета Земля - наш общий дом, с условиями сохранения жизни на планете, значимости и возможности действий каждого человека для сохранения планеты. С этой целью были организованы познавательные беседы: «Капелька воды», «Дары природы», «Наши потребности и возможности», «Береги электроэнергию», «Истории Энергоши», «Расскажи о пользе воды», «Откуда к нам пришла вода», «Волшебница вода», и др. Особое внимание было уделено анализу игровых проблемных ситуаций, позволяющих дать самые первые представления о бережливости и экономии, проведение игр («Расскажи пословицу», «Добрые дела», «Азбука бережливых»). Закреплял знание этих понятий через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и заучивание пословиц и поговорок. Так же на данном этапе работы автор в практических видах деятельности учил детей быть бережливыми и экономными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского. Так, И.Я. Лернер и М.Н. ...

Психолого-педагогический аспект учащихся 11 класса
Изучение темы интеграл происходит в 11 классе. В соответствии с возрастной периодизацией – это дети подросткового и раннего юношеского возраста. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов ...

Современная педагогическая теория и практика
Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего ...

Категории