Нейролингвистическая точка зрения

Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшний день нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующий вопрос: "…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии - фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть причинными одновременно, если учесть, что фонематический слух - это функция символического (смыслового) уровня и контролируется третичной корой, а речевая слуховая агнозия - функция гностико-праксического уровня и контролируется вторичной корой".

Основным методом изучения больных являлось нейропсихологическое обследование по диагностической системе А.Р. Лурии. Ведущей задачей являлся анализ результатов обследования не только с нейропсихологической, но и с нейролингвистической точки зрения, подразумевавшей дифференциацию ошибок больных на относящиеся, с одной стороны, к гностико-праксическому, а с другой, - к символическому (языковому) уровням.

Результаты этого изучения позволили сделать ряд выводов, которые могут приблизить к уточнению структуры дефекта при сенсорной афазии и пониманию на основании этого ее патогенетических механизмов. Кроме того, проведенные исследования подтвердили некоторые имеющиеся в литературе, но недостаточно освещенные особенности речевого дефекта больных. Имеются в виду - диссоциация между состоянием произвольной и непроизвольной речи, отмеченные в некоторых публикациях [4,5], а также несовпадение выводов о локализации очага поражения по данным нейропсихологического и инструментальных исследований.

Попытки уточнения структуры дефекта при сенсорной афазии позволили сделать следующие выводы. Выявленные афазии расценены как атипичные, обусловленные очагом поражения, относящимся к особому уровню мозговой организации речи и имеющим индивидуальную значимость. Они не являются единичными, а имеют место почти у половины больных, хотя сохранность при них фонематического слуха, а у некоторых и речевого слухового гнозиса, не соответствует традиционным представлениям о данной форме афазии. Этот вывод основан на уточнении стимульного материала, который обеспечил получение дифференцированных данных относительно первичного состояния у больных гностико-практического и символического (языкового) уровней, и на учете диагностически значимой роли индивидуально врожденных или приобретенных особенностей мозговой организации речевой функции.

Решение вопросов о структуре речевого дефекта при сенсорной афазии и мозговых механизмах ее развития представляется важным для теории афазиологии, для изучения проблемы мозговой организации речевой и других ВПФ, а также для практических целей, а именно, для уточнения критериев выбора методов восстановительного обучения и, прежде всего, индивидуально ориентированных.

Статьи по теме:

Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г. Василькова): 1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одн ...

История развития станции юных натуралистов в городе Шадринске
Первый кружок юных натуралистов в г. Шадринске был организован в Доме пионеров и школьников, открытый 5 декабря 1934 года. Руководителем кружка был назначен Юрий Петрович Аргентовский, геолог по профессии, всесторонне одаренный человек, влюбленный в природу и музыку. Под его руководством была обору ...

Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой
В настоящее время разработано достаточно большое количество программ, реализующих или имеющих в своей основе направление эстетического воспитания детей. В некоторых программах идея эстетического воспитания осуществляется через ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. П ...

Категории