Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки «К» и «З» отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых связок.

В тех же случаях, когда звуки различаются только одним смыслоразличительным признаком, то эти звуки рассматриваются как близкие, оппозиционные. Например, звуки «З» и «C» отличаются одним признаком («C»- глухой, «З»- звонкий).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове («козы»- «косы») или изменение последовательности (пила – липа) приводит к изменению смысла или разрушению его.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:

- аморфное, неотчетливое произнесение звуков;

- недифференцированное произнесение пар или групп звуков.

Так, например, «с» и «ш» заменяются мягким звуком «щь». При этом ребенок произносит «шьяпка» вместо «шапка» и «шьяни» вместо «сани»;

- замена звуков более простыми по артикуляции (вместо «р» «ль») некоторые дети всю группу свистящих и шипящих заменяют взрывными, более простыми при артикуляции - «т, ть, я, ль»; они произносят «тапка» вместо «шапка», «дук» вместо «жук»;

- нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;

- смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;

- произнесение звука «р» одноударное, щечное или губное «ш», «ж», сходное с «у», «ы», «в» или заменой на «л».

Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук «р» может быть горловым, боковым, губным, свистящим, а шипящие - щечными, межзубными.

Характер произнесения звуков указывает на то, что дети недостаточно хорошо различают их на слух. При данном дефекте развития слоговая контура слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно, но в то же 'время отмечается сокращение групп согласных в составе слова, то есть нарушение звуконаполняемости или слоговой структуры слова: дети вместо «милиционер» говорят «минцанер».

В связи с этим В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

• Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);

• Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикулярно);

• Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его формы.

Кроме перечисленных особенностей произношения, у детей может наблюдаться недостаточная внятность слов в речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Виды дифференциации
В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации. 1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда вну ...

Экспериментальная работа по развитию мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий
Экспериментальная работа проводилась на базе начальной школы №615 г. СПб. Адмиралтейского района в 3А и 3Б классах. Обучение математике в данных классах ведется по традиционной программе по учебникам М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно: ...

Категории