При формировании звукопроизношения логопед должен научить детей:
исправить неправильное произношение звуков;
вслушиваться в речь;
различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;
удерживать на слух воспринятый материал;
слышать звучание чужой и своей речи;
исправлять ошибки в собственной речи.
анализу и синтезу звукового состава слова или умению выделять конкретные звуки:
а) из ряда звуков;
б) из открытого слога;
в) из закрытого слога;
г) из состава слова;
д) делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги и слова;
ж) делить предложения на слова.
Нарушение устной речи связано с фонематическим слухом и зависит от ряда причин:
• недоразвитие звукопроизношения
• недоразвитие грамматического строя
• недоразвитие лексического словаря
• недоразвитие фонематических понятий
За время занятий дети в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи изучают почти все звуки и все основные дифференциации; взрывные-фрикативные, звонкие- глухие, свистящие - шипящие, твердые - мягкие и т. д.
После такой подготовки дети легко овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.
Однако не все дети за один год могут овладеть звуковым анализом и синтезом слов, грамотно писать, красиво и правильно говорить. При обследовании таких детей выявлена задержка формирования каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые зафиксировано Р. Е. Левиной в институте дефектологии и определено как общее недоразвитие речи.
Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза.
К рассматриваемой группе прежде всего относятся дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичные:
неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
неправильное согласование числительных с существительными;
ошибки при использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание;
ошибки при употреблении падежных форм множественного числа.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.
Статьи по теме:
Организация коммуникации в учебном процессе
В основе коммуникационного процесса в системе традиционного обучения лежит монолог педагога. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного п ...
Методы изучения мотивации учащихся
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при собл ...
Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой
активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...