Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Автор выделяет компоненты эстетического воспитания и культуры человека:
1. внешний — это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания;
2. внутреннюю — творчески преобразующую деятельность ребенка;
3. знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности;
4. эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной.
Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
Л.С.
Выготский в своем определяет эстетику как психологию эстетического наслаждения и художественного творчества. Так же он цитирует Фолькельта: «Эстетический объект приобретает свой специфический эстетический характер лишь через восприятие, чувство и фантазию воспринимающего субъекта».
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся.
Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей, где описывает условия, способствующие творческому развитию детей:
1. Физические (Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними);
2. Социально-эмоциональные (создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого);
3. Психологические (формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний);
4. Интеллектуальные (решение творческих задач).
Педагог по «Изобразительному искусству», постоянно сталкивается с проблемой как оценить работу ученика на уроке. Ведь важно учесть при оценивании и уровень художественных способностей, мотивацию, рост и развитие личности ребенка. Вот что говорит по этому поводу В.Н. Андреев
Проблема оценивания учителем ИЗО художественно-творческих достижений учащихся связана: с вариативностью программ, имеющих различные взгляды на изобразительную деятельность ребенка, их принципиальными подходами к художественному творчеству. Одни программы при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру; с походом к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт – рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс приобщения к искусству.
Автор выделяет необходимость переосмысления системы оценивания.
Считаем принципиально необходимым в основе целеполагания уроков ИЗО иметь ввиду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внимание будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием - детский рисунок, через который прочитывается уровень имеющихся приращений.
Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для нас является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.
Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поиском дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Здесь мы исходим из того, что сама творческая способность человека предполагает наличие двух составляющих: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Причем свое социальное признание учащиеся могут получить и во внеклассных мероприятиях: викторинах, конкурсах и т.д.
Статьи по теме:
Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы
Современный учитель понимает, что ученик - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы крушения и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь учителя-наставника. Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека ...
Ораторами не рождаются
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Поскольку, родителям так или иначе приходится быть основными учителями для своего ребенка, важно ...
Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...