Учет индивидуальных особенностей при преподавании предмета эстетического цикла – «Изобразительное искусство»

Теория образования » Учет индивидуальных особенностей, склонностей и направленности, учащихся в преподавании предметов эстетического цикла » Учет индивидуальных особенностей при преподавании предмета эстетического цикла – «Изобразительное искусство»

Страница 2

При определении критериев оценивания художественно-творческих дос­тижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценива­ния, которая позволила бы:

• отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);

• оценивать мотивационную деятельность;

• предоставите картину роста личностных достижений для родителей;

• более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке автор предлагает оценивать по четырем критериям:

• готовность к сотрудничеству с учителем;

• отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;

• мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;

• общественно-полезная значимость результатов художественного тру­да школьников, предусматривающее значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих .

При работе по данной системе оценивания очень важно, чтобы учитель об­судил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

Не следует идти по пути «давления» своим авторитетом на школьника. Специфичность заключается в том, чтобы увидеть в ребенке его индивидуаль­ную особенность и помочь ему при сохранении определенных правил изобра­зительной грамотности развиться творчески. Для этого мы можем рекомендо­вать на усмотрение учителя ведение «портфеля индивидуальных достижений учащегося», в котором будут отражены его увлечения в области изобразитель­ной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепе­редач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подбор­ку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; про­дукты учебно-познавательной деятельности - доклады, сообщения и пр. За ос­нову составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художествен­но-творческих способностей ученика и его интересы.

Введение продуманной методики «Портфель личных достижений учени­ка» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспо­собствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).

На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему, возможно, будет выстроить аналитическую работу по корректировке.

Необходимо отметить, что в работе преподавателя образовательной области Изобразительное искусство, важно учитывать не только выше перечисленные аспекты творчества и поведения учащихся. Этот перечень может быть дополнен и более тонкими нюансами психики ребенка. Все будет зависеть от поставленных педагогом целей и задач.

В преподавании предмета «Изобразительное искусство» педагогу важно учитывать индивидуальные особенности потому, что данный предмет развивает способность к самовыражению через творчество, формирует общую культуру ребенка, воспитывает чуткость, восприимчивость к прекрасному, эмпатию и другие важные качества. От того насколько учитель знает ребенка, его индивидуальность, будет зависеть характер их взаимодействия. Если учитель не знает своего ученика, или не учитывает его особенностей, то неизбежен конфликт.

Как известно важным условием формирования творческих способностей ребенка является доброжелательная атмосфера на уроке, ситуация принятия ребенка таким какой он есть. Кроме того, предъявляя требования к ученику, в лучшем случае усредненного характера (как ко всем, так и к тебе), в худшем завышенные или заниженные (как себе самому), педагог превращается в ваятеля типичной, среднестатистической личности, либо воссоздающим себе подобных. Фонд личности, внутренние ресурсы ученика подчас действуют сильнее, чем множество объективных ценных влияний. Продумывая познавательную задачу, учитель определяет, какие требования ученик усвоит, но педагог предполагает и какие психические, мыслительные, личностные процессы при этом будут действовать у школьника. Этим он исключает возможность непонимания, дисгармонии взаимоотношений.

Психологи убедительно показали, что творческие открытия доступны каждому ребенку, и абсолютно неверно делить детей на способных и неспособных. Творческий потенциал есть у каждого, но актуализируется он далеко не у всех. Причина этого достаточно проста: социализация протекает в разных условиях. Один ребенок с рождения имеет полноценное общение со взрослыми, затем попадает в руки грамотного педагога, а другой постоянно недополучает внимания со стороны взрослых — и родителей, и педагогов.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Этапы процесса наблюдения
Можно выделить следующие этапы наблюдения: 1. Определение цели и задач (для чего ведется наблюдение, на решение каких конкретных задач исследования оно направлено). Задачами ‑ наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов ...

Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста
Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста Мышечная система у детей формирует ...

Анализ опыта обучения межкультурной коммуникации
Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Il n’est plus nécessaire de rappeler à quell point l’enseignement de la langue est inseparable de la réali ...

Категории