Второе предложение “Учитель – это …” имело следующие продолжения: “хороший человек”, “дорогой мне человек”, “друг”, “человек, который учит”, “человек, который учит и любит детей”, “человек, который терпеливо учит детей”.
Можно сделать вывод, что учитель является референтным для младшего школьника. И давая определение учителю, они указывают на такие его качества как доброта, любовь к детям и терпение.
Предложение “Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…” имело следующие продолжения: “добрым”, “обычным”, “красивым”, “помягче”, “справедливым”, “терпеливым”, “аккуратным”, “такой, какой он есть”.
Предложение “Я слушаюсь учителя, потому что он …” имело следующие варианты продолжения: “говорит мне слушаться”, “добрый”, “справедливый”, “старший”, “наш учитель”, “старше и умнее”, ‘учит меня”.
Предложение “Мне не нравится в учителе…” было дополнено следующими вариантами: ‘что он ругается”, “злость”, “строгость”, “что у него иногда выходит терпение”.
Из этих вариантов видно, что такое качество как терпение необходимо учителю начальных классов.
Предложение “Мне нравится когда учитель …” имело следующее предложения: “добрый”, “терпеливый”, “говорит”, “объясняет”, “интересно ведет уроки”, “красивый”, “ставит пять”. И не нравится, когда учитель:
“расстроен”, “злится”, “ругается”, “кричит”, “повышает голос”, “не спрашивает меня”, “ставит двойки”.
Проанализировав ответы младших школьников, полученные методами сочинения и продолжи предложение, а также учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы.
№ |
Показатели |
% ответов |
1 |
Доброжелательный |
95 |
2 |
Терпеливый |
83 |
3 |
Любит детей |
64 |
4 |
Справедливый |
57 |
5 |
Отзывчивый |
51 |
6 |
Интересно ведет уроки |
36 |
7 |
Хорошо объясняет урок |
21 |
8 |
Много знает |
10 |
9 |
Требовательный |
7 |
10 |
Аккуратный |
3 |
Таким образом, из таблицы видно, что наиболее значимым для младшего школьника является личностный компонент педагогического авторитета. Это такие качества как доброта, терпеливость, любовь к детям, справедливость. Авторитет учителя строится на том, каков он во взаимоотношениях с ребенком. Это можно объяснить тем, что младшие школьники ценят в первом учителе, прежде всего, понятные им человеческие качества, а в оценке профессиональных свойств затрудняются. Это связано также с психологией младшего школьника. Для них их учитель самый лучший. До поступления в школу самыми близкими дорогими людьми для ребенка являются его родные. В школе ребенок попадает в совершено другую обстановку, с иными требованиями и обязанностями. Учитель становится для ребенка основной фигурой в школе. Он ему доверяет во всём. Учитель становится для ребенка близким человеком, если тот добрый, терпеливый, отзывчивый. И он предъявляет к нему такие же требования, какие он предъявляет к своим близким. Мы думаем, что именно поэтому на первом месте у младших школьников стоит личностный компонент педагогического авторитета.
Статьи по теме:
Внеклассная форма организации экологического образования младших школьников
Внеклассная работа является основной формой работы по формированию экологического мировоззрения учащихся, предполагает закрепление полученных знаний на уроках, расширение кругозора детей по изучаемой проблеме, формирует основы практической деятельности. По своему содержанию, форме организации, мето ...
Новый статус современного учителя
Какие проблемы и резервы практической реализации направлений НОИ «Наша новая школа», ФГОСов второго поколения уже встают перед учительским корпусом российской школы и видятся преподавателю, работающему на курсах повышения квалификации учителей и администраторов школ? В статье рассматривается одна и ...
Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного
воспитания
Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка так ...