-в любой ситуации помнить, что школьник это личность, беречь его достоинство;
-умение грамотно и правильно говорить, обладать богатым словарным запасом;
-умение доверительно и открыто общаться, вести диалог;
-умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с ними;
-знание своего предмета и методики.
Используя метод ранжирования, мы получили результаты, которые отметим в таблице.
Показатели |
% ответов |
Знание предмета |
83 |
Любовь к детям |
76 |
Справедливость |
41 |
Чуткость. Умение общаться. |
38 |
Доброжелательность. |
36 |
Терпеливость. Требовательность. |
24 |
Ответственность. Чувство такта. |
21 |
Уравновешенность. |
18 |
Самовоспитание. Самообразование. |
12 |
Трудолюбие. |
3 |
Из таблицы видно, что учителя считают значимыми как профессиональный, так и личностный компонент педагогического авторитета, в силу специфики своей деятельности (обучение и воспитание детей).
По результатам теста №3, мы можем сказать, что доминирующим стилем взаимоотношений учителя и учащихся является демократический, наиболее приемлемый для педагогического авторитета. Но у некоторых учителей наблюдается комбинация авторитарного и демократического стилей. Это
приемлемо, когда учитель применяет гибкие методы работы с учениками и ориентирован на демократический стиль.
Сравним полученные результаты с результатами исследования проводимого в течении 1994-2001г. на базе Ярославского государственного университета имени К.Д Ушинского. Общая выборка составила более пятисот человек. Испытываемыми являлись студенты стационара и заочники с педагогическим стажем от одного года и более. Эмпирические данные были получены с помощью комплекса методов- наблюдений, бесед, анкетирования, анализа школьных сочинений о первом учителе. Экспертам был задан вопрос о том, какие специальные знания и умения они считают наиболее важными для работы с учащимися младших классов. Полученные ответы представлены в таблице №1, (смотри приложение). Из показателей видно, что в категорию важнейших для первого учителя включили такие знания и умения, которые вполне можно характеризовать как специальные по существу или по способу их применения на практике, (умение общаться с детьми, умение организовывать детей). В месте с тем названы и некоторые общепедагогические знания и умения (методические, знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.). но специальная подготовленность учителя оценивается выше.
Интересно также мнение экспертов главных чертах характера, требующихся учителю-воспитателю начальных классов. Мнение дано в таблице №2 (смотри приложение). Согласно ранговой последовательности к главным отнесены такие черты характера учителя начальных классов, как доброта, терпение, внимательность, чуткость, правдивость, самообладание, требовательность и др. В целом перечень качеств оказался весьма длинным. И все названные качества являются действительно важными для успеха профессиональной деятельности любого учителя.
Статьи по теме:
Реализация экспериментальной методики эстетического
воспитания старших дошкольников
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию эстетического восприятия. Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 9 человек в каждой. В начале формирующего эксперимента была сформулиро ...
Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста
Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д., Поддъякова Н.Н. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообраз ...
Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психо ...