Наша цель – помочь детям «найти себя» выявлять их художественно – изобразительные способности и возможности.
Главное – помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазии.
На первых порах придя в изостудию дети, осваивая технические приемы, не знали, как лучше выполнить задуманную работу. Наша задача в том, чтобы «разбудить» в памяти детей эпизоды и явления из пережитого ими и осознанного прошлого.
Самостоятельный поиск ребенка и изображения того, что он чувствует, а не того, что ему навязывают – вот что нужно в организационно – методической работе.
Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.
Самое главное – развить эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.
Решение этой проблемы видится нам в новом подходе к ведению занятий по изодеятельности в детском саду.
В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование).
Мы, в своей работе планируя занятия, используем несколько этапов:
I этап – это эмоциональный настрой или психологическое вхождение.
II этап – познавательный или знакомство с неизвестны, новым.
На этом этапе используем информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский эвристический методы, а также новый для детского сада период проблемного изложения.
Все эти методы используем в зависимости от темы и ее новизны и все в игровой форме.
III этап – практический.
VI этап – завершающий в игре, или психофизическая разгрузка.
Во время занятия используем приемы на развитие сенсорных систем ребенка, что помогает им глубже чувствовать тему занятия и подходить к ней творчески. В идеале желательно, чтобы все сенсорные процессы у ребенка развивались синхронно, сбалансировано. Именно этого мы добиваемся на занятиях изобразительной деятельности. При выполнении какой – либо познавательной задачи или расширении опыта предпочтение отдается одной или нескольким из сенсорных систем.
Например, осязание: детям на занятии дается волшебный мешок или шкатулка. Опуская руку и не видя фигурки находящейся в мешочке, ребенок описывает свои ощущения, а затем лепит или рисует.
Зрение: наблюдение за предметом в разных ситуациях. Например, на экскурсии – за деревьями; утром, когда встает солнце и лучи не яркие; днем, когда много света; и вечером в свете фонаря. Дети пытаются сопоставить, найти различия, изобразить дерево, такое как оно, им видится. На занятии «Лунный свет» дети изображают «свое» дерево на фоне огромной луны среди темного неба нетрадиционным способом – выдуванием из соломинки изображения.
Звук или музыкотерапия: звуки и чувства взаимосвязаны. На занятиях дети учатся слушать и воспринимать звуки, а затем передавать свои чувства и ощущения с помощью художественных материалов.
Музыка играет важную роль: она создает атмосферу происходящих событий. Она «провоцирует» фантазию ребенка.
Музыку можно использовать по-разному. Например, наигрывать, когда рисуют или лепят дети. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют чувства у детей, на ее фоне возникает настроение и определенные образы.
Так, музыка, звучащая в начале занятия создает определенный психический настрой – таинственный, фантастический. Если это «Лунная соната» Бетховина и веселый, эмоциональный, если это зажигательный «Венгерский чардаш» Брамса воображение у детей появляются ассоциации музыкальных образов и конкретных переживаний.
Таким образом, музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.
Статьи по теме:
Субъектный опыт
Субъектный опыт. В исследовании субъектный опыт определяется как опыт, позволяющий студенту обретать возможность ставить себе задачи, выбирая из числа задач, предлагаемых ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения. Субъектный опыт есть актуализированный опыт жизнедеятел ...
Интерпретация педагогического знания как объясняющее понимание
В психолого-педагогической литературе содержится достаточно сведений, указывающих на двойственный характер человеческой деятельности, что естественным образом распространяется и на деятельность, связанную с пониманием, истолкованием и интерпретацией знаний о действительности. Двойственный характер ...
Цель и содержание лингвострановедческих знаний как
аспекта иноязычной коммуникативной компетенции
Одним из ведущих принципов обновленного процесса межкультурного образования в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание учащихся основывается на общечеловеческих ценностях и строится в контексте диалога своей страны и культуры стран изучаемого языка. В этой ...