Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель

Теория образования » Адыгские педагоги-просветители » Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель

Страница 4

дисциплины планировалось изу­чать со 2-го курса. В том же учебном году

Родители с большой неохотой, с сомнениями отдавали детей на учебу в город. В первый набор с трудом уговорили отпустить в Краснодар 8 девушек и то с условием, что они будут жить в нашей семье, старшей у девушек была Мовледхан Чамокова. Отец с матерью действительно уступили им одну комнату и они ходи­ли через нашу вторую ."' (Семья Пшунеловых состояла к тому времени из пяти человек: Чишмая Тоховича, его жены Захирет (из рода Шумафовых) и троих детей, Шайдет, Аси и Амина. Некоторое время в семье про­живали и дочери М.Х. Шовгенова, которых Пшунеловы опекали).

Несмотря на все сложности. Адыгейский педтехникум к концу 20-х годов уже твердо стоял на ногах. Стараниями и заботами Пшунелова, его коллег и единомышленников на педагогическом поприще, учебное заведение превратилось в скором времени в настоящую кузницу учитель­ских кадров - основную базу, обеспечившую народное образование об­ласти необходимым числом подготовленных молодых специалистов. Последнее было особенно важно и своевременно накануне и в период введения в Адыгее всеобщего начального обучения. События тех лет на­шли некоторое отражение в известном издании А. Кастовского "Там, где растут кадры", выпущенном в Краснодаре к 10-летию педтехникума. Чишмай Тохович и сам вел подробную летопись истории создания и раз­вития первого национального педагогического учебного заведения, но эти и многие другие ценные дневниковые записи, письма, фотографии, документы и т.п., хранившиеся, по словам родственников, в их майкоп­ской квартире по улице Советской, к сожалению, погибли при пожаре, во время немецкой оккупации города.

Как старший по возрасту, умудренный большим жизненным и пе­дагогическим опытом человек и учитель, Чишмай Тохович пользовался заслуженным авторитетом среди своих более молодых коллег и воспи­танников. Скромного, глубоко порядочного, интеллигентного и высо­кообразованного (редкое к тому времени среди националов дореволю­ционное классическое и высшее педагогическое образование2) педагога, знали и ценили в свое время многие деятели культуры, науки и просвеще­ния Адыгеи. Частыми гостями в доме Пшунеловых были Даут Ашхамаф, Тембот Керашев, Юсуф Намитоков, Илья Девтеров, Шабан Кубов и дру­гие, в помощи и консультациях которым по самым разнообразным воп­росам (переводы на ад. язык литературы, разработки национального ал­фавита и т.п.) он никогда не отказывал.

Наряду с административной (1924-27гг.) и преподавательской ра­ботой в Педтехникуме и Опорной школе 9-летке, Ч.Т. Пшунелов много творческих сил и времени уделял редакционно-издательской, переводческой и публицистической деятельности. Выступал зачастую в качестве ответственного и технического редактора литературы на родном языке, выпускавшейся Адыгнациздатом и Культармейским университетом при образцовом Педтехникуме. Публиковал статьи на педагогическую и об­щественно- политическую тематику, по актуальным вопросам языково­го и национально-культурного строительства. В последнем, принимал самое непосредственное участие, являясь членом Методической секции по черкесскому языку при Облоно и правления Общества изучения АЧАО, сотрудничая в Облполитпросвете, других культурно-просветительских учреждениях и организациях.

Пшунелову принадлежат одни из первых переводов на адыгейский язык детской художественной литературы. В 1929 году в Краснодаре вышло три книги сказок и рассказов европейских авторов для детей в переводе и обработке Чишмая Пшунелова.

В печатном наследии педагога советского периода, помимо публи­каций культурно-просветительного,образовательно-воспитательного и учебно-дидактического содержания, заметное место занимают методи­ческие пособия, разработки и рекомендации в помощь учителям началь­ной школы и другим работникам народного образования. Они не могут не привлечь внимания исследователей, занимающихся историко-педагогической проблематикой, в частности, историей развития педагогики и народного образования в Адыгее, поскольку представляют собой пер­вые теоретические опыты еще только зарождавшейся национальной учеб­но-методической мысли. Вместе с тем, следует отметить, что многие по­ложения, рекомендации и требования, содержащиеся в этих, адресован­ных, главным образом, школьному учительству 20-30 гг., работах и се­годня, во многом не утратили своей ценности, актуальности и современ­ного звучания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Характеристика учащегося 6-А класса Запрудского Сергея на основе проведенного диагностического исследования
По данным проективной методики получены следующие результаты: Присущ эгоцентризм, заинтересованность в «Я» информации; Значимость мнения окружающих о себе, чувственность; Отношение к собственному «Я» нейтральное; Имеет место проявление эмоциональной незрелости; Отсутствие творческого начала. После ...

Общее понятие о методах интерактивного обучения
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность. Исследование, описываемое в статье ...

Завязка урока
Школьная унылая жизнь, в которой ребёнку “трудно дышать”, не может возбудить интереса, она выступает явным антагонистом действительной жизни, в которой школьник завидует даже воробью, потому что тот свободен от мертвящей скуки. Итак, скука, угрозы, чрезмерная дидактика, неподвижность, отсутствие ди ...

Категории