Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель

Теория образования » Адыгские педагоги-просветители » Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель

Страница 5

Не менее значителен вклад Ч.Т. Пшунелова в разработку и издание национальной учебной литературы. Чишмай Тохович является автором и соавтором многочисленных букварей, учебников по родному и русско­му языкам, географии, геометрии, труду. Ряд учебных пособий был подготовлен им совместно с Шабаном Кубовым, Хусейном Бесиджевым, Николаем Яковлевым, Абдулом Хатановым, Нохом Цеевым и другими авторами. Некоторые из пособий выдержали, подобно «Книге для чтения для 1-го класса начальной школы» Ч.Т. Пшунелова, по 6-7 и более изданий. Именно эта учебная литература помогла в 30-е годы ликвидировать в Адыгее взрослую неграмотность, сделать самые первые и робкие шаги в необъятный мир человеческих знаний и культу­ры не одному довоенному поколению адыгейских школьников.

Последняя по времени выхода в свет работа Чишмая Пшунелова -новый национальный "Букварь" (алфавит на основе кириллицы), подготовленный им в соавторстве с А. Хатановым и Ш. Кубовым. Большая часть тиража этого учебника была отпечатана и отправлена в школьную сеть в конце июня 1941 года .

Просветительство XIX века, безусловно,

тоже испытыва­ло воздействие определенных социально-идеологических умо­настроений, которое, однако, не помешало горским писате­лям-просветителям сформулировать научно и теоретически основательную концепцию устного творчества всего народа и

обратить ее на духовные, нравственные и социальные потреб­ности нации. В этом и была их относительная свобода. Новое историческое время, время «освобождения» народов, провоз­гласившее справедливость высшим своим качеством в интен­сификации общественного развития, должно было по логике вещей способствовать тому, чтобы фольклористическая на­ука адыгов 20—30-х годов, осваивая и осмысливая достиже­ния ученых-просветителей прошлого века в этой области, вышла на новый уровень научного мышления. Однако лозунг в противовес буржуазной культуре» не только сдерживал становление национальной культуры, науки, в том числе и фольклористики, не только канонизировал художественное и теоретическое мышление, но и затруднял изучение прошло­го, творческого наследия писателей-просветителей, в резуль­тате чего они на многие десятилетия были выброшены из па­мяти потомков в угоду двум основным идеологическим посту­латам: 1) никаких элементов из прошлой буржуазной куль­туры не привносить в чистую пролетарскую культуру; 2)

до Октября у малых народов не было ни культуры, ни науки, ни литературы, и, разумеется, не могла быть никакая фолькло­ристика. С. Хан-Гирей же и все последовавшие за ним уче­ные, писатели-просветители из адыгов не были выходцами из «пролетарских масс», следовательно, было предписано не изучать их творения, не упоминать их имена. Такой была об­щеидеологическая установка.Адыгские писатели-просветители XIX века оставили разно­образное литературное наследие, являющееся ценным вкладом в адыгскую культуру. Произведения эти имеют и историко-познавательное, и идейно-воспитательное значение. Но тем не менее они неоднозначны и написаны не на одном художественном и идейном уровне. На некоторых из них сказалась классовая огра­ниченность авторского мировоззрения. И необходимо оценивать их, исходя из конкретной исторической обстановки, в которой жили и создавали свои произведения адыгские просветители.

Здесь, как и в любом другом деле, крайности недопустимы. С одной стороны, нельзя не согласиться с теми исследователями, которые считают, что « .изучение прошлого необходимо и для того, чтобы восстановить подлинную историю развития культуры и просвещения родного народа, открыть в ней новые страницы, по-новому освещающие ее как самобытное явление» . С другой стороны, только критический подход к лите­ратурному наследию просветителей дает нам возможность вос­пользоваться их творчеством, сохранить и сделать достоянием широкого читателя те произведения, которые отражают подлинную жизнь народа, его идеалы и стремления к свободе, дружбе с другими народами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Смысл действия деления
Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление – это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. С теоретико–множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбие ...

Рекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя
По результатам проведённого исследования мы можем составить рекомендации по формированию положительного отношения студентов педагогического ВУЗа к профессии учителя для студентов, готовящихся к практике. Кроме того, мы считаем возможным, использовать эти рекомендации и при прохождении педагогическо ...

Система управления образованием в России в конце XVIII в
В 1782 г. Екатериной II была создана Комиссия об учреждении народных училищ – первый государственный орган, объединивший в своем ведении все школьное дело в стране. Академик Ф.У.Т. Эпинус, назначенный членом комиссии, сыграл главную роль в выборе правительством направления школьной реформы и разраб ...

Категории