Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель

Теория образования » Адыгские педагоги-просветители » Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель

Страница 3

О деятельном участии Пшунелова в общественной жизни родного аула и безусловном авторитете и уважении, которыми пользовался педа­гог среди своих земляков, свидетельствует и следующий факт. Незадолго до февральской революции в Урупском было организовано местное об­щество потребительской кооперации, открывшее и свой магазин в ауле. Учредители нового общества резонно предполагали, что оно со време­нем ослабит хозяйственно-экономическую зависимость аула от окружав­ших богатых казачьих станиц и будет способствовать повышению мате­риального достатка и культурного уровня его жителей. Один из инициа­торов новшества - учитель Пшунелов избирается населением членом прав­ления общества, а затем, после убытия председателя М.Х. Шовгенова, занимает его место. Случилось это уже в 1916 году.

Октябрьский переворот и установление Советской власти в России и на Кубани застанут Чишмая Пшунелова в расцвете жизненных и твор­ческих сил, полным осознанного желания реализовать их с максималь­ной пользой для своего народа. Увлеченный бурным водоворотом собы­тий революционного времени, он, как и многие другие выходцы из трудовой интеллигенции, включится в разнообразную культурно-просвети­тельскую работу, проводившуюся новыми властями среди местного на­селения. В одно из посещений Екатеринодара, весной 1918 года, Пшунелову довелось впервые увидеть и держать в руках черкесский "Букварь", изданный при содействии Горского комиссариата. Впечатление, близкое к восторженному, от знакомства с этой тоненькой, только что отпеча­танной на гектографе книжкой, по признанию самого Пшунелова, на­долго останется в памяти и, в известном смысле, определит основной про­филь его дальнейшей педагогической деятельности - строительство сис­темы национального образования в Адыгее и подготовка соответствую­щей базы, педагогических кадров, учебных пособий и т.п.

Ему, одному из немногих ведущих сотрудников отдела, обладавших достаточной теоретической подготовкой и практическим опытом, поручались, как правило, наиболее сложные и ответственные участки работы. Такие, к примеру, как организация и проведение облас­тных учительских курсов.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в период зарождения систе-

мы национального образования, в отсутствие в области каких-либо спе­циальных учебных заведений педагогического профиля, именно учитель­ские курсы играли основную роль в подготовке и переподготовке педа­гогических кадров для аульских школ, в формировании слоя националь­ной учительской интеллигенции. Кроме того, на этих курсах в свое вре­мя осваивали родную грамоту, различные общеобразовательные и спе­циальные предметы и дисциплины, приобщались к азам педагогических знаний многие известные впоследствии деятели просвещения, науки и культуры Адыгеи .

В октябре 1924 года Пшунелов назначается директором единствен­ного среднего учебного заведения области - Опытно-показательной шко­лы I и II ступени, а затем приказом по ОблОНО от 19 октября 1925 года на должность заведующего Адыгейским педагогическим техникумом в г. Краснодаре.

Открытия учительской семинарии для горцев Пшунелов настойчи­во добивался и требовал, как мы помним, еще в дореволюционные годы. Неудивительно поэтому, что именно ему и было доверено возглавить первое такого рода учебное заведение в Адыгее.

Разумеется, не только и не столько указанному обстоятельству обя­зан был Пшунелов своим новым ответственным назначением. Оценены по достоинству были его немалые к тому времени педагогические опыт и знания, незаурядные организаторские способности и трудолюбие.

История создания и становления Адыгейского педтехникума нераз­рывно связана с именем и деятельностью его первого руководителя. Пшунеловым, в самом тесном контакте и взаимодействии с зав. ОблОНО С.Х. Сиюховым, была проделана огромная организационная работа: создана неплохая материальная база учебного заведения, обеспечено его твердое финансирование из местного и союзного бюджетов, подобран педагогический коллектив, набраны первые группы учащихся из числа выпускников Опытно- показательной и аульских школ. В фонде Адыг-ОблОНО республиканского архива сохранились разработанные Пшу­неловым первые производственный и учебный планы педтехникума, про­граммы по отдельным учебным предметам и дисциплинам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Значение овладения устной речью глухими дошкольниками
Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др. Методы формирования устной речи у глухих детей раннего и дошко ...

Отношение общества к детям со множественными нарушениями развития
Сегодня, на рубеже двух веков, когда Россия находится на новом этапе своего развития, назрела необходимость использовать потенциал всех социальных групп населения, в том числе и людей с множественными нарушениями развития Но недостаточная информированность порождает у части общества искаженное пред ...

Программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Пояснительная записка. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цель: развитие двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи: - развитие объема запоминания движений; - формирование у ...

Категории