Язык как фактор интерпретации и понимания педагогического знания

Теория образования » Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики » Язык как фактор интерпретации и понимания педагогического знания

Страница 9

Совершенно естественно напрашивается вопрос-предположение: не особенностями ли жанра и стиля книги Т. Вейса обусловлена приверженность автора к использованию взамен специальных терминов образно-метафорических средств? Думается, ответ на данный вопрос содержится в актуальной для педагогики мысли философа и литературоведа М.М. Бахтина о продуктивности сочетания эстетического взгляда с любовью к миру и человеку, о существовании абсолютной эстетической нужды человека в другом, в видящей, помнящей, собирающей и объединяющей активности другого, которая одна может создать его внешне законченную личность. Понимание и «вживание» в состояние воспитуемого, уважение к его неповторимости и то, что М.М. Бахтин называл

«добротой и благостностью эстетического», его «рецептивным, положительно-приемлющим характером», достигается выраженной гуманистической установкой педагога, подкреплённой художественной образностью, воплощённой в языковых метафорах, сравнениях и аллегориях.

Обращение к метафоре как средству дивинации во внутренний мир ребёнка основано, на наш взгляд, на фидеистическом отношении педагога-гуманиста к слову, возвышающему человека. Вообще фидеизм (от лат. fides - вера) - это общее название учений, провозглашающих примат веры над разумом, «божественного откровения» над рациональными способами освоения действительности. В истории человеческой мысли фидеизм принимал разные формы. В настоящее время представители фидеизма чаще всего признают заслуги разума и науки, подчёркивая при этом, что человек не может обойтись без веры. Вера, которой герменевтика придаёт не столько религиозные и даже не моральные функции, является одним из важнейших условий понимания. Как уже отмечалось в §1, вера в гуманитарном познании не противопоставляется теоретическому познанию, а является его формой, так как обеспечивает приближение к более полному пониманию не только с опорой на разум, но и посредством всех духовных сил человека.

Специальное изучение педагогической литературы и живого процесса воспитания многократно подтверждает, что гуманистическая педагогика активно использует не только собственно педагогические, психологические, но а также лингвистические способы постижения человека. При этом язык гуманистической педагогики проявляет удивительные возможности активно влиять на процесс проникновения в сущность педагогических явлений.

Характерно, что слово педагога выступает вовсе не как момент вторичный по отношению к мышлению педагога и к педагогической действительности, оно не просто сопровождает педагогический процесс: яркое, образное, положительно эмоционально окрашенное слово педагога, особенно если это построенное на аллегориях и ассоциациях метафорическое выражение, значительно расширяет педагогический контекст и горизонт понимания, определяя своего рода зону ближайшего развития (гуманистического роста!) самого педагога, помогая ему с верой и убеждённостью сформировать оптимистическую гипотезу относительно возможностей и способностей своих воспитанников. В соответствии с концепцией А.Н. Леонтьева, изменение значений слова влечёт за собой не только изменение смыслового поля но и изменение внутреннего мира, степени внутренней свободы и внутренней воли человека.

Характеризуя потенциальные возможности в педагогическом познании языковых средств, необходимо особо отметить, большую когнитивную значимость метафоры. Метафору нередко сравнивают с моделью в науке, которая представляет собой «эвристический вымысел» (П. Рикёр). Характерно, что метафорические выражения означают явления и актуально, и в возможности и поэтому могут выступать в качестве эвристических приёмов, обеспечивающих концептуальные нововведения. ДБ. Богоявленская приводит пример того, как образно-эмоциональная трактовка предмета педагогических поисков С.Н. Лысенковой становится источником педагогического творчества: «метод родился в раздумье об "остановках" ученика, в заботе предупредить трудности и ошибки ребёнка, которые не только выключают его из процесса обучения, но и жёстко травмируют его личность. Народная пословица гласит: "Знать бы, где пасть, так бы соломки подостлать". Софья Николаевна утверждает, что её приёмы это и есть "соломка" в тех местах программы, где ребёнок может споткнуться». Таким образом, образное изречение, основанное на нетипичных для научного контекста ассоциациях, побуждает педагога к выдвижению смелой гипотезы о необходимости для профилактики неуспеваемости и психологических стрессов младших школьников ввести целенаправленное и систематическое пропедевтическое изучение наиболее сложного материала школьной программы. «Вторжение» в педагогическое исследование эмоционально-образных языковых средств в форме метафор, сравнений, аллегорий, характерных как для художественно-эстетического творчества, так и для обыденных представлений, становится своеобразным катализатором творчества, стимулируя выдвижение и разработку педагогических решений.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме:

Единообразное оформление ссылок на юридическую литературу
Единообразное и правильное оформление ссылок на литературные источники имеет существенное значение, которое может быть уподоблено значению стандартного чертежного формата, принятого во всем мире. Настоящие Методические рекомендации по оформлению ссылок на юридическую литературу основаны на действую ...

Игровая форма организации экологического образования младших школьников
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра − важное средство ф ...

Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности
Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых способностей педагога. Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обознач ...

Категории