Роль чтения в воспитании личности

Теория образования » Роль чтения в воспитании личности

Страница 2

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием человек увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое. Наши дети, если дать им свободу и подтолкнуть воображение, способны удивить нас своими оригинальными картинами. Не верите? Попробуйте. И вы сами и ваши дети убедятся, что видеть невидимое - это чудо органически присуще чтению, и слова Экзюпери: "Главного глазами не увидишь" - имеют к чтению прямое отношение.

Речь идет о мысленном перемещении читающего человека из мира внешнего в мир внутренний. Что еще, кроме чтения художественной литературы, помогает одному человеку оказаться "внутри" другого: проследить ход его мыслей, его чувств, его радостей и печалей, вникнуть во все тонкости и изгибы его души, его мироощущение. Все то, что в реальном мире осуществить невозможно, да и наука здесь бессильна, - войти в субъективный "мир иной", отличный от твоего, и пребывать в нем, как у себя дома - становится возможным при чтении через процесс сопереживания и "подстановки".

Осознание способности литературы открывать "психологическую дверь" в человека, важнее для всех читателей, особенно значимо для старшеклассников. Опрос их показал, что им, оканчивающим школу, очень не хватает психологических знаний, умения понимать себя и других. Вот почему, открыв хоть раз внутренний мир другого человека, вдумавшись в него, читателю вновь и вновь захочется это переселение повторить.

Важно подчеркнуть, что "великое переселение" - это двустороннее движение. Читатель переселяется в мир персонажей, мир персонажей - в него. И начинает жить в нем самостоятельной жизнью. И здесь мы сталкиваемся с новым волшебством чтения - "оживлением литературных персонажей". Если в сказке героев оживляют с помощью живой воды, то при чтении это происходит при помощи воображения. "Герои великих литературных произведений казались мне более реальными, чем окружающие люди", - писал русский философ Н. Бердяев, вспоминая свое детское чтение.

Вместе с переселением во внутренний мир героев книг, вместе с "оживлением" тех, кого никогда не было, рождается еще одно чудо чтения - возможность в течение одной жизни пережить множество иных. Эта возможность даруется каждому читателю, способному к перевоплощению.

Всего удивительного, что несет в себе чтение, в одном докладе не раскрыть. И все-таки трудно удержаться, чтобы еще об одном замечательном свойстве не упомянуть. Свойство это мы назвали "Самоузнавание". На него указывал великий немецкий писатель Г. Гессе:

Каждый книжный том

Это только путь к тому

Что в тебе самом.

Это свойство может поразить читателя. Писатель не только извлекает из нашего сознания былое, но и помогает испытать то, что раньше не было изведано. Как говорил поэт Л. Мартынов:

Вспоминаем неожиданно,

Непредвиденно, негаданно,

То, что было и не видано,

Да и не предугадано.

Тем самым читатель не только осознает самого себя, открывает в себе новые возможности, но и поднимается над самим собой. Осознавая себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то из героев, но он и отделяет себя от них, приходит к пониманию, что, при всей похожести, он - другой. И это понимание себя в мире единственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою уникальность, - важнейшее открытие.

Однако главный импульс к чтению лежит внутри самого человека, в тех реальных проблемах, которые его волнуют сегодня, а ключ решения их находится в книге.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Разработка рабочей программы дисциплины
Виды и объем учебной работы, график изучения учебной дисциплины «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте» для специальности 031000 – Педагогика и психология по очной форме обучения Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Очная форма обучения 1. Виды и объем уч ...

Анализ учебников и учебно-методических комплексов по избранной проблеме
Предметом нашего интереса является комплекс обучения английскому языку для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста автора В. Н. Мещеряковой “I Love English”, который может быть отображен следующим образом. В данной работе мы подробно рассмотрим материал второй ступени данного обуча ...

Влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
«Речь – это высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция – обеспечение общения, а в интеллектуальном плане – это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления. Ни одна сколько-нибудь ...

Категории