Значение эксперимента для практики обучения

Теория образования » Педагогическая деятельность Джона Дьюи » Значение эксперимента для практики обучения

Страница 1

Хотя педагогическая теория Джона Дьюи подвергалась критике и гонениям со стороны других ученых и педагогов, в связи с негативными последствиями воплощения идей на практике, что связано с неправильным толкованием работ ученого, она все же была воплощена на практике. Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.

Лабораторная школа Джона Дьюи при Чикагском университете, которую в начале XX в. считали одной из наиболее прогрессивных, дала мощный толчок для развития целой сети подобных учебных заведений, где отрабатывалась идея школы как сообщества исследователей. Ученые прекращали теоретизирование в кабинетном кресле и перемещались в экспериментальную педагогическую лабораторию.

То, что ученому удалось сделать в его экспериментальной школе, кардинально изменило подход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизации школьной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.

Большой вклад внес Дьюи в разработку принципов и методов проблемного обучения, которое, по его утверждению, имеет неоспоримые преимущества по сравнению с объяснительно-иллюстративным.

"Инструментальная педагогика" Джона Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики.

Джон Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения, направленную на формирование личности, умеющей приспособиться к различным жизненным ситуациям. Концептуальные взгляды на образование он изложил в книге.

Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся, делает процесс учения интересным. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всесторонней проработки материала.

Чикагский период в деятельности Дьюи является самым плодотворным. Чикагская декада сыграла огромную роль в становлении Джона Дьюи как ученого-исследователя, так как именно тогда Дьюи свою дидактическую концепцию реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.

Целями образования в данной школе Дьюи считал создание воспитывающей и обучающей среды, содействующей упрощению сложных явлений жизни, выбору для изучения наиболее типичных моментов жизни человека, выравниванию социальных различий; формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащению собственного опыта ребенка и приобщению его к культуре

Огромное внимание Джон Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся.

В работах Дьюи содержится критика традиционной школы, и наблюдаются значительные отличия от традиционной Гербартианской системы образования, господствующей в то время.

Данные отличия заключаются в основной цели и акценте обучения, способах получения знаний, принципах и программе обучения, делении на предметы, роли педагога в образовательном процессе, месте воспитания в процессе обучения и результате обучения.

Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.

То, что ученому удалось сделать в его экспериментальной школе, кардинально изменило подход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизации школьной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.

Прожив яркую и долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии и педагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последних дней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.

В сжатом виде основные положения теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:

· Обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности;

· Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

· В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка;

· Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе;

· Метод учебных проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;

· В школе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо "сущностных" дисциплин вводятся "инструментальные", либо часть "сущностных" предметов следует значительно сократить;

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Изменения в географических знаниях
Немногим более века тому назад побережья некоторых континентов еще только начинали исследоваться людьми и не было уверенности, например, в существовании материка Антарктиды. Мало были изучены географами и внутренние районы Африки, Австралии и Южной Америки. Лишь постепенно были установлены особенно ...

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психо ...

Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста
Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, п ...

Категории