Юность – сенситивный период для расширения диапазона знаний. Мысль окончательно соединяется со словом. Внутренняя речь выступает как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формирование теоретического мышления. Направление дальнейшего развития когнитивной сферы, и прежде всего мышления, будет зависеть от дальнейшего обучения и вида будущей профессиональной деятельности. Обучение гуманитарным дисциплинам способствует развитию традиционной логики, при этом обучение на психологических, юридических факультетах связано с развитием вероятностного мышления. Обучение на технических, естественнонаучных факультетах способствует развитию пространственно-визуального мышления.
Выделяют следующие стадии развития юношеского мышления:
1. Начальный дуализм – интерпретация мира авторитарным дуалистическим образом, для которого характерен поиск только одной истины, деление мира на белое и черное, на добро и зло. Это проявляется в юношеском максимализме суждений и резкости поведения;
2. Концептуальный релятивизм – терпимость по отношению к множеству соперничающих точек зрения, возможность рассматривать одно и то же явление (ситуацию) с разных позиций;
3. Самостоятельно выбранная позиция и ответственность за выбор собственных ценностей, взглядов и своего образа жизни. С позиции Г. Крайга (2001). такая последовательность изменений и характеризует интеллектуальное развитие в ранней взрослости.
Интеллектуальное развитие в юности можно ускорить по трем направлениям (Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, 2008):
1-е направление – понятийный строй. Крайне важно формирование понятийного профессионального словаря. При этом важно помнить, что:
– каждое понятие имеет несколько значений;
– обычные слова из повседневно используемого языка, который употребляется и в различных научных дисциплинах, многозначны и недостаточны для того, чтобы определить объем и содержание научного понятия. Допускается как вполне нормальное явление существование различных определений одних и тех же понятий, не полностью совпадающих друг с другом, и это относится даже к самым точным наукам, таким как физика и математика. Следовательно, полезно самим искать определение в различных словарях, обращая внимание при этом на различные звучания слова;
2-е направление – речевой интеллект. В этом направлении полезны занятия риторикой. Риторика – это умение планировать, составлять и произносить публичные речи, вести дискуссию и умело отвечать на вопросы. Кроме того, необходимо развивать письменную речь, то есть умение письменно излагать свои мысли. Этому способствует в школе написание сочинений, в вузе написание рефератов, статей, текстов докладов. При этом важно не только содержание, но и форма изложения материала;
3-е направление – становление внутреннего плана действий. Этому способствует счет в уме, планирование, формулирование в уме. Пример – поиск потерявшейся вещи, продумывание текста выступления и т.д. На основе формирования понятийного профессионального словаря, усвоения профессиональных знаний и умений к концу обучения УНПО формируется важное психологическое новообразование – профессиональное мышление. В юности и ранней взрослости активно формируется ещё одно когнитивное новообразование – практический интеллект. Основные характеристики практического интеллекта:
Статьи по теме:
Логико-гносеологический аспект интерпретации знания
Целью и результатом технологического подхода к интерпретирующей деятельности является выявление значений знания. В «Психологическом словаре» значение определяется как семантическая сторона деятельности, один из аспектов индивидуально-психологического усвоения общественно- исторического опыта. Значе ...
Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования
Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех пред ...
Методика изучения площади в начальной школе
Площадь, одна из основных величин, связанных с геометрическими фигурами. В простейших случаях измеряется числом заполняющих плоскую фигуру единичных квадратов, т. е. квадратов со стороной, равной единице длины. Подготовка к изучению темы «Площадь» проводится в первом классе. На первом этапе фигуры ...