Позднее исследователи установили связь между успешностью профессионального самоопределения и мотивами труда, была выявлена также зависимость профессионального самоопределения от особенностей процесса развития индивида. На этой основе возникло ряд теорий профессионального развития, которые рассматривали процесс профессионального развития как накопление личностью некоторых представлений о себе.
В отечественной педагогике воспитательная концепция профессионального самоопределения была предметом исследования А.Е. Голомштока и руководимого им коллектива.
Эта концепция рассматривала формирование профессионального самоопределение личности в соответствии с заранее запланированными воздействиями, личность рассматривалась как объект этих воздействий. В контексте данной концепции представители психологической и педагогической науки исследовали различные аспекты подготовки школьников к профессиональному самоопределению.
Воспитательная концепция долгое время была теоретической основой отечественной системы профориентации. Но в последние годы эта концепция была подвергнута резкой критике. Так в разработанной под руководством профессора С.Н. Чистяковой концепции профессионального самоопределения, профессиональное самоопределение рассматривается как «Я-концепция» личности, в которой отражается ее понимание переживаний и намерений, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных условиях».
Современные зарубежные и отечественные ученые стали рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Социально-экономические преобразования, меняют характер труда и повышают требования к кадрам, а также в связи с необходимостью гуманизации образования, ставится задача реализации личностно-ориентированного образования, рассчитанного на подготовку высокопрофессиональных, мобильных и конкурентоспособных специалистов.
Изменения приоритетов в ценностях образования, актуальность культурно-гуманистической сущности его, требуют изменения и характера подготовки школьников к профессиональному самоопределению.
Для уточнения понятий «профессиональное самоопределение», «жизненное самоопределение» и «личностное самоопределение» целесообразно выделить различные типы и уровни самоопределения. При выделении типов самоопределения был использован критерий степени свободы выбора, диапазон маневра человека в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности.
В целом можно обозначить следующие типы самоопределения:
– самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;
– самоопределение на конкретном трудовом посту;
– самоопределение в специальности;
– самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей);
– жизненное самоопределение;
– личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
– самоопределение в культуре (как высший уровень личностного самоопределения).
В.А. Кузнецова под самоопределением понимает вовлеченность в те или иные подструктуры жизни через индивидуальный выбор, который далеко не для всех является внутренним.
Статьи по теме:
Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам. Продолжительнос ...
Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего
эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...