Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста

Теория образования » Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста

Страница 2

Игры типа лото ("Труд мужской и женский", "Подарки всей семье" и др.) более приемлемы для решения задач, связанных с обобщением информации (о видах труда, спорта, упражнениях, аксессуарах, характерных делах людей разного пола).

Игры-эстафеты ("Помоги другу", "Один (одна) дома", "Пожар в лесу" и т.д.) активизируют мысль ребёнка в выборе адекватных средств для нахождения решения в различных ситуациях, способствуют осознанию нравственной ценности поступков людей разного пола. Особого внимания, произвольности мыслительных процессов, а также навыков письма требует разгадывание кроссвордов ("Настроение", "Женские украшения", "Герои мифов Древней Греции" и т.д.), поскольку в них представлены обобщённые характеристики маскулинных и фемининных проявлений.

Правила, существующие в разных видах игр, имеют также большое воспитательное значение в процессе полоролевой социализации – они предопределяют специфику взаимоотношений между детьми, актуализируют у них фемининные (доброжелательность, бесконфликтность, эмпатийность, миротворчество) и маскулинные (решительность, честность, принципиальность, благородство, твёрдость характера, умение достойно проигрывать) проявления, способствуют гендерной толерантности.

В процессе опытно-поисковой работы мы решали задачи, связанные со становлением различных сфер полоролевой социализации: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой.

В области формирования знаний упор делался на информацию – о функциях людей разного возраста и пола в семье (коммуникативная, трудовая, экономическая, репродуктивная);

– о доминирующих видах деятельности и увлечениях людей разного возраста и пола;

– о половой принадлежности и взаимосвязи между гендерной ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности (одежда, причёска, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства);

– о половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции);

– о функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения);

– о гендерных чертах характера, привычках, способах передачи своих желаний, чувств, настроений, о фемининных (маскулинных) качествах;

– о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной и гендерной культуре.

Эмоционально-чувственная сфера была ориентирована на такие проявления, как:

– интерес к людям своего и противоположного пола;

– потребность в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему возрасту и полу;

– чувство удовлетворённости в отношении собственной половой принадлежности;

– становление полового самосознания, полоролевой самодостаточности, необходимости проявления себя как представителя определённого пола;

– принятие ситуативных состояний, не характерных для фемининной и маскулинной направленности (мальчик может плакать от жалости, девочка – стойко переносить неприятности);

– проявление познавательного интереса к истории семьи, родословной, восхищения успехами и достижениями родных, стимуляции потребности в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам, воспитания толерантного отношения к членам семьи.

Область формирования поведения была нацелена на содействие становлению

– проявления доброжелательного, заботливого отношения к людям разного возраста и пола;

– сопереживания, сочувствия в общении с близкими;

– адекватных способов разрешения коллизийных ситуаций в общении с детьми разного пола.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения.

Игровой опыт, по мнению Е.В. Рылеевой, входит в систему формирующегося личного опыта дошкольника. Это позволяет предположить, что ему присущи следующие основные компоненты социального опыта:

– аксиологический (человек рассматривается как высшая ценность, ребёнок стремится проявить по отношению к нему гуманные чувства и оказать помощь, соответственно в игре выбирает сюжеты гуманистической направленности);

– когнитивный (ребёнок стремится к изучению другого человека, интересуется его желаниями, пытается понять его особенности, адекватно определяет их у сверстников; понимает символическое значение различных социальных ролей, может менять ролевое поведение в зависимости от изменения действий и поведения партнёра);

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федераль ...

Связь логического и образного мышления и обучения
Автор исходит из того, что естественный язык является базой, на которой строятся научные языки. Естественнонаучные языки, то есть естественные языки, обогащенные научной терминологией, составляют основной массив научного языка. Поэтому такие фундаментальные характеристики естественного языка, как о ...

Различны формы методической работы
– Коллективные формы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы. – ...

Категории