Как уже отмечалось, учебный год в «Школе социальной деятельности подростка» представляет систему образовательно-деятельностных блоков. Основные блоки следующие: «Суриковский родник», «Красноярск изначальный», «Красноярск современный» - реализация в 6-х классах, «Великие географические открытия», «Возрождение», «Масленница», «Гражданин» - реализация в 7-х классах, «Город», «Традиции народа живут и сейчас» – реализация в 8-х классах.
На примере блока «Город» рассмотрим его реализацию и проживание школьниками.
Общий замысел проекта: формирование представлений учащихся о реальных проблемах города и горожан.
Организаторами совместно со школьниками придуман примерно следующий сценарий: президент города и городской совет утверждают программу развития города путем представления и принятия пакета законопроектов.
Первым шагом было разделение детей на группы. Каждая группа выдвигала кандидатуру в президенты «города». В результате выборов победил кандидат, набравший большее количество голосов. Следующим шагом было составление довольно широкого списка названий комиссий, которые должны работать в «городском совете».Затем методом рейтингового голосования была осуществлена процедура выбора наиболее значимых (с точки зрения учащихся) комиссий в «городской совет». Выявленные 6 комиссий : «Образование», «Экономика и финансы», «Безопасность», «Коммунальное хозяйство», «Туризм, спорт, экология» и «СМИ». В результате жеребьевки каждая группа учащихся стала представлять комиссию в «городском совете». На следующем занятии педагог объяснил, что каждой комиссии необходимо будет представить законопроекты для обсуждения в законодательном органе, и сформулировал основные требования, которым должны отвечать законопроекты:
экономическая целесообразность;
экологическая безопасность;
соблюдение прав человека.
На последующих занятиях подростки представили законопроекты для обсуждения. Во время бурных диспутов было принято большинство из представленных законопроектов. Заключительным этапом стала рефлексия, фиксация и закрепление реальных знаний, умений и навыков, способностей, сформированных у каждого ребенка в процессе этой работы.
Естественно, что в процессе подготовки проекта ребята консультировались у учителей, ведь каждая группа работала под руководством и при содействии назначенного руководителя.
На основе знаний и собственного опыта, полученного в ходе проживания модуля, у ребенка формируются знания, представление о реальных экологических проблемах города, района, людей, населяющих район, формируется мотивация на решение этих проблем. Реальная деятельность по решению проблем требует и обеспечивает возможность развития экологической компетентности, составляющими которой являются не только когнитивная составляющая (знания), но и поведенческая, эмотивная (отношение к проблемам).
«Суриковский ключ».
Общий замысел проекта: развитие духовно – нравственной и экологической культуры через общественно – полезную деятельность детей по восстановлению родника Сурикова.
В окрестностях Ветлужанки находится историческое место – сенокосы семейства Суриковых и родник. В этом месте В.И.Суриков любил отдыхать и работать, черпал материал для многих своих работ.
Суриковский ключ находится недалеко от места расположения экспериментальной школы-лицея №1. Этот объект природы является комплексным, т.е. на этом объекта возможно проведение занятий как гуманитарного, так и естественнонаучного направления.
Работа по проекту организуется следующим образом:
Перед выходом на экскурсию для учеников проводятся «установочные» уроки, где рассказывается о предстоящей деятельности, даются знания, необходимые для выполнения практических заданий, происходит выбор практических заданий и комплектование творческих групп. (от 3 до 5 уроков по предметам, включительно в блок).
Статьи по теме:
Анализ результатов формирующего эксперимента
Итак, для проведения формирующего эксперимента все 50 учащихся были разбиты на две групп, равные по численности, т.е. в каждой группе было по 25 человек. Итак, формирующий эксперимент проводился с апреля по 15 мая 2009 года. При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утве ...
Причины возникновения дезадаптации детей и подростков
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации и ...
Методика проведения работы
Дифференциация была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология» в 11 «А» классе 25 школы. Выполнение данной дипломной работы происходило поэтапно. 1 этап. Изучение источников литературы для знакомства и раскрытия основных понятий и терминов, а также с целью теоретичес ...