Характеристика образовательных модулей, реализация которых может обеспечивать экологическую компетентность

Теория образования » Формирование экологической компетентности подростков в проектной деятельности » Характеристика образовательных модулей, реализация которых может обеспечивать экологическую компетентность

Страница 1

Как уже отмечалось, учебный год в «Школе социальной деятельности подростка» представляет систему образовательно-деятельностных блоков. Основные блоки следующие: «Суриковский родник», «Красноярск изначальный», «Красноярск современный» - реализация в 6-х классах, «Великие географические открытия», «Возрождение», «Масленница», «Гражданин» - реализация в 7-х классах, «Город», «Традиции народа живут и сейчас» – реализация в 8-х классах.

На примере блока «Город» рассмотрим его реализацию и проживание школьниками.

Общий замысел проекта: формирование представлений учащихся о реальных проблемах города и горожан.

Организаторами совместно со школьниками придуман примерно следующий сценарий: президент города и городской совет утверждают программу развития города путем представления и принятия пакета законопроектов.

Первым шагом было разделение детей на группы. Каждая группа выдвигала кандидатуру в президенты «города». В результате выборов победил кандидат, набравший большее количество голосов. Следующим шагом было составление довольно широкого списка названий комиссий, которые должны работать в «городском совете».Затем методом рейтингового голосования была осуществлена процедура выбора наиболее значимых (с точки зрения учащихся) комиссий в «городской совет». Выявленные 6 комиссий : «Образование», «Экономика и финансы», «Безопасность», «Коммунальное хозяйство», «Туризм, спорт, экология» и «СМИ». В результате жеребьевки каждая группа учащихся стала представлять комиссию в «городском совете». На следующем занятии педагог объяснил, что каждой комиссии необходимо будет представить законопроекты для обсуждения в законодательном органе, и сформулировал основные требования, которым должны отвечать законопроекты:

экономическая целесообразность;

экологическая безопасность;

соблюдение прав человека.

На последующих занятиях подростки представили законопроекты для обсуждения. Во время бурных диспутов было принято большинство из представленных законопроектов. Заключительным этапом стала рефлексия, фиксация и закрепление реальных знаний, умений и навыков, способностей, сформированных у каждого ребенка в процессе этой работы.

Естественно, что в процессе подготовки проекта ребята консультировались у учителей, ведь каждая группа работала под руководством и при содействии назначенного руководителя.

На основе знаний и собственного опыта, полученного в ходе проживания модуля, у ребенка формируются знания, представление о реальных экологических проблемах города, района, людей, населяющих район, формируется мотивация на решение этих проблем. Реальная деятельность по решению проблем требует и обеспечивает возможность развития экологической компетентности, составляющими которой являются не только когнитивная составляющая (знания), но и поведенческая, эмотивная (отношение к проблемам).

«Суриковский ключ».

Общий замысел проекта: развитие духовно – нравственной и экологической культуры через общественно – полезную деятельность детей по восстановлению родника Сурикова.

В окрестностях Ветлужанки находится историческое место – сенокосы семейства Суриковых и родник. В этом месте В.И.Суриков любил отдыхать и работать, черпал материал для многих своих работ.

Суриковский ключ находится недалеко от места расположения экспериментальной школы-лицея №1. Этот объект природы является комплексным, т.е. на этом объекта возможно проведение занятий как гуманитарного, так и естественнонаучного направления.

Работа по проекту организуется следующим образом:

Перед выходом на экскурсию для учеников проводятся «установочные» уроки, где рассказывается о предстоящей деятельности, даются знания, необходимые для выполнения практических заданий, происходит выбор практических заданий и комплектование творческих групп. (от 3 до 5 уроков по предметам, включительно в блок).

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Современная педагогическая теория и практика
Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего ...

Значение эксперимента для практики обучения
Хотя педагогическая теория Джона Дьюи подвергалась критике и гонениям со стороны других ученых и педагогов, в связи с негативными последствиями воплощения идей на практике, что связано с неправильным толкованием работ ученого, она все же была воплощена на практике. Педагогические идеи Дьюи оказали ...

Методика изучения площади в начальной школе
Площадь, одна из основных величин, связанных с геометрическими фигурами. В простейших случаях измеряется числом заполняющих плоскую фигуру единичных квадратов, т. е. квадратов со стороной, равной единице длины. Подготовка к изучению темы «Площадь» проводится в первом классе. На первом этапе фигуры ...

Категории